- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Time is brain! — Время — мозг!

Автор Администратор дата: 20 марта 2013 @ 11:38 в Медицина | Нет комментариев

Эту тяжёлую болезнь врачи называют сосудистой катастрофой. Инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения из-за закупорки или разрыва сосуда), в большинстве случаев начинаясь внезапно и стремительно развиваясь, за несколько минут вызывает повреждение мозга... В России ежегодно регистрируется свыше 450 тысяч случаев инсульта. Каждые полторы минуты в мире случается один «удар»...

Главное — успеть

— Быстрее, быстрее!!! Нас ждут на КТ, планируется тромболизис.
По длинному коридору приёмного отделения ЦМСЧ мы все бежим рядом с каталкой: и врач, заведующая неврологическим отделением Елена Богомолова, на ходу отдающая распоряжения, и лаборанты, берущие по сito кровь на развёрнутый анализ, и сестры с капельницей над головой пациента... Спешат все, не медля ни секунды, ведь времени на томо-графию отводится 15 минут.

— На меня смотрите, на меня! Вы слышите? — пытается врач цеплять гаснущее сознание больного.
По словам Елены Владимировны, при поступлении экстренного пациента с предварительным диагнозом инсульт лечение, чтобы оно было более или менее эффективным, должно начаться не позднее 24 часов после «удара». И конечно, наименьший риск смертности или инвалидности у тех больных, которым удается принять меры в течение первых шести часов после инсульта. В этом случае остается больше шансов спасти гибнущие клетки головного мозга.

— Time is brain! (Время — мозг!) — такой вот жесткой и точной установкой руководствуемся мы, неврологи, в работе, — рассказывает на пути к операционной Богомолова.

Забегая вперед, замечу, что данный случай, свидетелем которого я оказалась, в итоге завершился благополучно. Пациенту — мужчине средних лет, упавшему на улице, повезло: неравнодушные прохожие вовремя вызвали «скорую» и он тут же был оперативно доставлен в стационар ЦМСЧ.

— С момента создания в нашей больнице центра сердечно-сосудистой хирургии и рентгенангиохирургического отделения очень многое радикально изменилось в диагностике и лечении сложных больных, в том числе неврологического профиля,— считает Елена Владимировна. — Благодаря оснащению медсанчасти современным оборудованием в случае необходимости пациентам выполняются сложнейшие внутрисосудистые операции. Наши рентгенхирурги экстренно проводят церебральную ангиографию, эмболизируют аневризмы, артерио-венозные мальформации, фистулы, окклюзируют каротидно-кавернозное соустье, стентируют позвоночные артерии. Образно говоря, эпоха «никотинок» и «витаминок» исчерпала себя, уступая новым высокотехнологичным методам лечения инсультов.

Когда есть что сказать


— Елена Владимировна, в каких случаях необходимо экстренное вмешательство ангиохирурга?

— Выражаясь простым языком, это происходит при наличии у больного атеро-склеротической бляшки, критически закупоривающей сонную артерию и препятствующей поступлению крови к мозгу. В таком случае совместно с нашим ангиохирургом решаем вопрос о возможности экстренного удаления бляшки, то есть каротидной эндартерэктомии. Конечно, подобные меры зависят от степени тяжести пациента. Но лично моя позиция: я ратую за экстренную радикальную неврологию, активно пересекающуюся со всеми хирургическими направлениями, за неврологию, непримиримую к тяжелой инвалидности.

В памяти особо запечатлелся случай, когда коллегиально приняли решение провести операцию и наш ангио-хирург Владимир Семенский выполнил ту первую экстренную резекцию позвоночной артерии с тройным перегибом и стенозом в устье пациенту 60 лет. У него уже развивался тяжелейший инсульт в вертебрально-базилярном бассейне головного мозга. Профессионалам понятно, каков был при этом риск, но прошла пара дней — и довольный больной прибежал к нам от хирургов.
Или другой пример: 40-летней женщине с парализованной рукой мы всё же рискнули провести оперативное лечение. Сужение сонной артерии практически на 90% ежеминутно угрожало её жизни. Операция прошла успешно, и рука через некоторое время полностью восстановилась. Сегодня реконструктивные операции на сонных артериях, профилактирующие столь коварное заболевание, как инсульт, поставлены на поток.

— В Северодвинске ежегодно фиксируется порядка 600 инсультов и свыше 500 инфарктов... Какие еще возможности высокоэффективной медицинской помощи есть в вашем неврологическом отделении?

— На сегодняшний день одной из таких возможностей, скажем при ишемическом инсульте, является тромболитическая терапия, то есть в первые же часы заболевания пациенту вводится специальное лекарство с целью «растворить» тромб. Делается это для того, чтобы восстановить ток крови в пораженной артерии и предотвратить гибель участка мозга. В 2010 году первый системный тромболизис был проведен у нас, в стационаре ЦМСЧ. В этом же году пациенту выполнили и первый селективный внутриартериальный тромболизис. Как специалист скажу: при эффективном тромболизисе можно стать свидетелем поистине волшебного улучшения состояния больного. На твоих глазах, буквально на «игле», исчезает грубейшая неврологическая симптоматика. И пациент быстро вы-здоравливает.

Свыше 1000 больных ежегодно пролечиваются в отделении неврологии ЦМСЧ, где сегодня успешно осуществляются методы мультидисциплинарного подхода (начиная от ранней диагностики, постановки диагноза, методов лечения и восстановительно-реабилитационного лечения) к оказанию помощи пациентам и, в частности, с такими тяжелыми сосудистыми заболеваниями, как инсульт.

— Очень много внимания, сил уделяет невролог Богомолова созданной системе экстренной помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения, — рассказали в беседе заместитель начальника ЦМСЧ-58, Виктор Голубцов и заведующий отделением анестезиологии-реанимации Андрей Басакин.

— По данной тематике Елена Владимировна стажировалась в Норвегии, в университетской клинике города Харстада. Именно ею в 2010 году впервые в практике ЦМСЧ больному с инсультом проведён системный тромболизис с хорошим клиническим эффектом. Сего-дня в неврологическом отделении клиники выполняются и системные, и селективные тромболизисы. Активно внедряются в практику новые лекарственные препараты, спинальные блокады при длительных, непроходящих радикулопатиях. Важно отметить, что междисциплинарный подход к лечению сосудистых больных, как и развитие системы ранней реабилитации после инсульта привели к существенному снижению смертности, — подчеркивают в разговоре руководители.

Возвращение в жизнь

Побывав в неврологическом отделении и особенно в палатах для тяжелобольных, скажу: зрелище не для слабонервных... Гримасы человеческого страдания, боли, беспомощности стали, кажется, вечной маской сраженных «ударом» людей.
.
— Елена Владимировна, пациенты после инсульта заново учатся ходить, говорить, держать ложку...

— Начнём с того, что реабилитация наших больных длится не один месяц. Чтобы вернуть здоровье, с ними помимо неврологов работают и физиотерапевт, и врач лечебной физкультуры, и, конечно же, логопед Светлана Васильева. Вот уже два года она не только успешно занимается с пациентами с речевыми нарушениями, но и на основе методических разработок обучает их родственников, чтобы процесс лечения не прерывался. Очень тесно мы сотрудничаем в работе с кардиологами и психиатром. В неврологии есть многое из того, что необходимо для лечения: функциональные кровати, противопролежневые матрасы, специальные тренажеры для обучения больных ходьбе и др. Но главное, в чем мне повезло как руководителю, так это замечательный сплоченный коллектив отделения. Немало прикладывает сил, решая массу вопросов, и в том числе по лекарственному обеспечению, наша старшая сестра Наталья Синкевич. Отличается завидной энергией и повсюду успевающая Наталья Буялич — сестра-хозяйка. Врачи бесконечно благодарны всем другим медсестрам, санитаркам, выхаживающим очень тяжелых пациентов.

Команда

— В судьбе инсультных больных совместно с неврологами принимают участие персонал приемного отделения, лаборатории, а также рентгенологи, врач УЗИ-диагностики. Все эти службы должны очень быстро координироваться.

— Я очень благодарна коллегам, когда при поступлении экстренного неврологического больного и тем более при фразе «Есть показания к тромболизису!» все начинают работать оперативно — как одна опытная команда. Большинство пациентов с инсультом поначалу госпитализируются в реанимационное отделение (заведующий Владимир Мансуров), где им проводится интенсивная терапия, и уже позже переводятся в неврологию.
Для таких больных у нас отдельный пост, на котором есть дополнительно выделенная медсестра-координатор по инсультным пациентам. На лечении инсультов специализируется и успешно работает с самыми тяжёлыми в отделении врач-невролог Марина Пятлина.

— Какими ещё заболеваниями занимаетесь в отделении?

— Энцефалопатиями, остеохондрозом, рассеянным склерозом, менингитами и энцефалитами, эпилепсией и др. Все специалисты выполняют перидуральные блокады межпозвонковым доступом при грыжах дисков поясничного отдела позвоночника. Надо сказать, что этот эффективный метод лечения был внедрен предшествующим заведующим отделением Владимиром Быкадоровым. Успешно его освоил и наш молодой доктор Владимир Дементьевский. Проводятся в неврологии и электроэнцефалография, и электронейромиография. Опытный специалист Евгений Болтинский первым начал внедрять современный метод лечения — ботулинотерапию, в том числе при спастических гимипарезах. Поясню: при этой патологии у человека после перенесенного инсульта может появиться сильнейшая скованность в пораженных конечностях. И когда врач вводит лекарство в определенные участки мышц, он добивается эффекта их расслабления.

— Елена Владимировна, на фоне каких болезней чаще всего развивается инсульт?

— Атеросклероз, сахарный диабет, артериальная гипертония, заболевания сердца — все эти болезни могут стать причиной «удара». Нужно обязательно их лечить, контролировать, активно посещая врача. Необходимо также вести свой «дневник давления» и непременно следить за уровнем сахара и холестерина в крови. Жизненно важно проходить и ультразвуковое обследование сонных и позвоночных артерий. Пользуясь случаем, хотелось бы призвать всех коллег, и прежде всего терапевтов поликлиники, не относиться к данному обследованию формально и направлять пациентов на консультацию к ангиохирургу или неврологам.

— А как распознать «удар»?

— При таких грозных симптомах инсульта, как явная слабость и (или) онемение в конечностях, нарушение речи, внезапно возникшая асимметрия лица и появившиеся зрительные нарушения, нарушения памяти, дискоординация движений, внезапная сильная головная боль или головокружение, нужно немедленно вызывать «скорую помощь».

— В финале беседы вновь вопрос о сосудистом центре...

— Практически 8 лет создавалась в нашем больничном комплексе база Центра сердечно-сосудистой хирургии. Приобреталось экспертного класса дорогостоящее оборудование, а наши специалисты стажировались в российских и зарубежных клиниках. К 2009 году было готово все, чтобы центр заработал для нуждающихся всего города, и в том числе для инсультных больных, но увы... у минздрава Архангельской области на этот счёт другое решение — создание сосудистого отделения в составе горбольницы № 1. Так что вопрос до сих пор не открытого сосудистого центра по-прежнему для Северодвинска актуален. И тем не менее работа по развитию столь важного направления в ЦМСЧ будет продолжена. Ведь мы думаем в первую очередь о людях, их здоровье.

— Спасибо за интервью, удачи!
Ирина ЛЕБЕДЕВА

Команда врачей-неврологов (слева направо): Евгений Болтинский, Марина Пятлина, Елена Богомолова (зав. отделением), Владимир Дементьевский

Фото В. Бербенца


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/03/20/time-is-brain-vremya-mozg.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.