Стройка – это риск, а какие перспективы


Директор СФ ОАО «Северный берег» Игорь Стуков расставляет акценты


Я встретилась с директором Северодвинского филиала ОАО «Северный берег» Игорем Стуковым, чтобы расставить акценты.

Эта фирма появилась в Северо-двинске в 2006 году: как говорится, в нужном месте и в нужное для властей время. Обанкротился учреждённый мэрией фонд муниципальных жилищных программ, который через ипотеку привлекал деньги дольщиков для строительства дома на пр. Победы. То, что несколько человек из коммерческого руководства пошли под суд, денег не прибавило. Проблема дольщиков решилась за счёт переуступки вологодским инвесторам права аренды земельного участка.

— Игорь Павлович, чтобы продвигать строительный бизнес, надо иметь тёплые отношения с властями. Это везде так. Как было у вас?

— Довольно конструктивно поначалу. Планы мы наметили в нескольких направлениях, в том числе и в социальном. Построили четыре дома — три на Советской, один на Индустриальной, 26. Но так же, как и коллеги из СМК, стали невостребованными. Строить современное жильё с полной отделкой в рамках установленных цен мы не можем. Администрация в свою очередь не может перешагнуть установленную свыше планку стоимости квадратного метра. Подбираются упрощённые варианты вчерашнего дня.

— Вам, наверное, не только за город обидно. Коммерческие проекты, на которые переключились, по определению рискованные. В частности, а нужны ли такие громадины, как дом на Труда?

— Этот долгострой нам дорого обходится во всех смыслах: кризис, строительство вышло из графика. Дольщики это не простили. Некоторые из них сумели заработать через суд суммы, которых хватит на отделку квартир. Летом сдаём вторую очередь. Хочу заметить: всего лишь два дольщика решили разорвать договор. Это говорит о том, что в нас верят, в масштабах города ведь такого количества квартир современного уровня не сдавали лет двадцать.

— Кто он, ваш среднестатистический новосёл?

— В Северодвинске, в отличие от других городов, мода на новое жильё только появилась. Менталитет консервативен. Наши дольщики — в основном молодые люди, которые гораздо прагматичнее своих родителей. Они берут кредиты (90% договоров предполагают участие банка), вкладываются в перспективный вариант улучшения жилищных условий. Для нескольких дольщиков инвестиции в жильё — это арендный проект. Хотя, на мой взгляд, доходность такого бизнеса в Северодвинске невелика.

— Игорь Павлович, мне кажется, что кризис на пр. Труда в немалой степени подкосил веру в такие проекты.

— Тем не менее нашу компанию воспринимают всерьёз, иначе бы не сложилось сотрудничество со «Звёздочкой». Один дом на Ричарда Ченслера, 17 сдан, следующий — девятиэтажка на пр. Бутомы — строится на взаимовыгодных условиях. 54 квартиры реализуем мы, часть квартир отдаём предприятию за участок и фундамент. Для работников «Звёздочки» на 19 квартир делается скидка, этот вопрос решён с профкомом. В перспективе возможно и строительство ещё двух подъездов. С ноября цены мы не поднимали. Я не могу назвать ни одной северо-двинской компании, которая могла бы построить большой дом без участия в каких-либо программах.

— Что ещё показал семилетний опыт строительства в Северодвинске?

— Трудностей прибавилось. В администрации города нет программы строительства наружных сетей. За последние три-четыре года стоимость подключения выросла в десятки раз, и эти затраты ложатся на плечи застройщика, а в итоге отражаются на стоимости квадратного метра. Хотя в масштабах области стоимость жилья в нашем городе отстаёт.

— Наверное, нет такого спроса, как в Архангельске.

— При внешнем благополучии покупательная способность потенциальных покупателей невелика. Им приходится брать кредиты, банки постоянно поднимают и без того немыслимые проценты. Это ещё одна причина, по которой сдерживается спрос на новое жильё.

— Но разваливающиеся «сталинки» будут его подстёгивать?

— Наверняка, хотя это жильё долгие годы считалось престижным. Северодвинцы должны поменять сложившиеся представления и повернуться в сторону жилья нового.

— Игорь Павлович, а ведь есть ещё и «хрущёвки». В других городах их уже разбирают, на их месте строят новые дома. У нас они продаются, и недешёво, если учитывать износ.

— Пройдёт лет десять, и начнётся разрушение северодвинского жилья массово, как это произошло с деревяшками. Те же «хрущёвки» ремонтировать невозможно.

— Вы не первый из профессионалов-строителей, кто озвучивает эти мысли. Тогда чего же мы ждём? Когда начнут разваливаться и панельные дома?

— Вопрос риторический. Но Северодвинск ведь всегда был городом особенным, заторможенным. У людей сложилось убеждение, что мы работаем на оборонку, государство должно о нас заботиться. Действительно, года два назад в рамках ОСК начались подвижки, заговорили и о достройке жилья, заложенного в советское время, но видимого движения нет.

— Правда или слухи, что филиал вашей компании сворачивает свою деятельность? Вологде Северодвинск стал неинтересен? И проясните заодно ситуацию с долгами вашим работникам.

— То, что мы уходим из Северодвинска, — из разряда слухов. Возможно, их породила переброска техники в Вологду. В Северодвинске для неё пока нет работы, а там она востребована. У нас есть планы строить дома на Яграх. Что касается долгов по зарплате, которую мы, заметьте, в конвертах не выдаём, то сейчас люди получают её вовремя. Есть задолженность по уволившимся, по искам дольщиков...

— Из ваших слов о грядущем кризисе, о преимуществах нового жилья делаешь вывод, что надо поворачиваться лицом к новостройкам. Это современно, не спорю, но ведь и риск есть...

— Рискуют и строители: они тоже работают на кредитных ресурсах. Затягивание сроков невыгодно никому. Бросим деньги на выплату штрафов дольщикам — затормозим сдачу дома. Но при этом у кого-то появятся деньги на отделку квартиры. Замкнутый круг. Ситуация подсказывает, что, повысив цену, можно выйти из кризиса. Но... Северодвинск с его менталитетом требует особого подхода, соблюдения золотой середины, привлечения партнёров...

— Игорь Павлович, в СМИ прозвучала информация о том, что на Яграх начинается подвижка в жилищном строительстве за счёт ОСК. Вам в этих проектах найдётся место?

— Все эти планы пока на уровне обсуждения и проектирования. Всех волнует вопрос цены, но она не озвучивается. За чей счёт будут прокладываться сети, будут ли скидки для работников? По моей информации, последнее проблематично. Скорее всего, ожидается коммерческое жильё с минимальной отделкой. Выбор подрядчика будет за ОСК. Но мы к сотрудничеству готовы.

***
Пока мы разговаривали с директором, его телефон постоянно звонил. Будущие жильцы на проводе. Вопросов немало. Хотя официального приёмочного акта люди ещё не подписали, застройщик разрешил новосёлам начинать отделку. Есть вода, электричество. Могут уже чувствовать себя полными хозяевами.

А тем временем судебные приставы наложили арест на одну из свободных квартир. Напомним, «Северный берег» своим появлением на строительном рынке города помог решить проблему дольщиков другого застройщика. Теперь сам в том же положении. История повторяется.

Стройка на пр. Бутомы.

Фото Владимир Бербенец

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Стройка – это риск, а какие перспективы
Дата публикации: 16 апреля 2013

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: город

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia