Талантлив? Оставайся дома


Кто и как должен поддерживать одарённых детей, обсуждали на «круглом столе» -


«Не хочу здесь жить. Поеду лучше в Москву!» — такое настроение сегодня среди многих башковитых ребят города и области. Как переломить ситуацию, чтобы наши самородки не искали лучшей жизни где-то там, а использовали свои знания на благо малой родины и чувствовали себя здесь счастливыми? Первые шаги в этом вопросе должен сделать принятый областной закон «О поддержке одарённых детей в Архангельской области».

Закон появился. Ваши предложения?

Инициатором его появления стал депутат областного Собрания Игорь Чесноков, который входит в ряд комиссий по вопросам образования. Он обратил внимание, что тема поддержки молодых талантов должным образом не закреплена в ряде документов регионального и федерального значения. Принятый недавно областной закон должен восполнить этот пробел.
Согласно ему, одарённым ребёнком может считаться лицо, не достигшее 18 лет, обладающее выдающимися природными задатками и демонстрирующее признаки одарённости — успеМероприятие собрало в зале заседаний администрации педагогов, директоров школ и учреждений дополнительного образования, представителей высшего образования и общественников.

Изобретатели у нас в почёте

Не случайно первое обсуждение состоялось именно у нас.
— Тема крайне актуальная и, может быть, является одной из самых важных для нашего города, — отметил директор Северо-двинского филиала САФУ Николай Калистратов. — Но далеко не все подходы тут можно применять. Северодвинск несёт на себе федеральную нагрузку: не будет заводов — не будет и города в таком виде. Многие наши выпускники сего-дня с лёгкостью поступают в МГУ и другие престижные вузы страны. В прошлом году у нас был 51 медалист, но всего трое из них остались в САФУ. Они и дальше будут уезжать — эту тенденцию вряд ли удастся переломить. Спасительной соломинкой для нас может стать развитие дополнительного образования, которое поможет толковых ребят оставить в городе, прививая им навыки конструкторов и технологов.

В пример Николай Яковлевич привёл Артёма Бражникова, сконструировавшего модель судна на воздушной подушке. Юного изобретателя отметили муниципальной премией имени М.В. Ломоносова. Сегодня он продолжает заниматься любимым делом в объединении ЦЮНТТ и параллельно учится в ИСМАРТ, а не где-нибудь в Москве.

Однако будущее технического творчества в городе тревожит. О каком прорыве можно говорить, если в не которых мастерских ЦЮНТТ, например, стоят станки из прошлого века? Объективно не хватает целевой программы по поддержке юных изобретателей, достойной оплаты труда педагогов и широкого подключения к этой работе предприятий и высшей школы.

Без творчества и душа не поёт

— В Северодвинске, в который стремились лучшие умы со всей России, техника с гуманитарной сферой были тесно связаны, — заметила руководитель НТЦ «Звёздочка» Любовь Шубина по поводу приоритета судостроения. — Сегодня интеллектуальный уровень города падает. Мы сейчас даже не относимся к учреждениям культуры, а находимся под линией ОСК и обязаны обеспечивать прибыль. А ведь многие инженеры возвращаются в Северодвинск потому, что не могут себя творчески реализовать. Это нужно поддерживать.

О разобщённости образования общего и дополнительного высказалась директор второй художественной школы Людмила Сафонова. Об интегрированных проектах, в которых ребята могли бы поучаствовать, например, узнают далеко не всегда. Освоить художественное искусство может не каждый: банально не хватает площадей, хотя родители готовы платить за образование. Эта проблема знакома и спортивным школам, воспитанникам которых приходится заниматься на территориях общеобразовательных или иных учреждений. А ещё далеко не все творческие ребята, выучившиеся в столицах, могут найти себе применение в родном городе, хотя и рады бы вернуться.

Начинать нужно с семьи

Над более точной формулировкой самого понятия «одарённый ребёнок» предложила подумать директор школы № 12 Галина Щулепова. По большому счёту, все дети в чём-то одарены, и работающие с ними школы нельзя поддерживать выборочно.

— Нужно развивать всю систему образования: школы нуждаются в материально-техническом, методическом и кадровом обеспечении. Сегодня, например, нет «про запас» преподавателей физики и ОБЖ.
Из мечтаний педагогов — организация лабораторий на базе учреждений допобразования, где бы ребята могли работать, обеспечение всех школ широкополосным интернетом и психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в каждом учреждении. Неплохо бы педагогам за-вести дружбу и с высшей школой: за пример тут можно взять успешную работу учителей русского языка с преподавателями САФУ в подготовке к олимпиадам.

Коснулись на «круглом столе» и вопроса подготовки специалистов для работы с одарёнными детьми, а также сферы дошкольного образования, ведь одарённых нужно выявлять с сада. Однако сегодня методической службы, курирующей работу дошкольников, нет ни в городе, ни в области. Да что там сады — с семьи уже начинать нужно! Работать с самими родителями предложила руководитель общественной организации «Я — самость» Людмила Жилибовская.
Конечно же, требуется и развитие инфраструктуры самого города, чтобы человек мог чувствовать себя здесь счастливым. Все участники «круглого стола» сошлись на мысли о том, что необходим координационный совет: он объединил бы все ведомства в одной важной работе, чтобы у семи нянек дитя без глаза не осталось.

Фото Владимир Бербенец

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Талантлив? Оставайся дома
Дата публикации: 17 апреля 2013

Автор(ы): Екатерина Курзенева   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1288
Рубрика статьи: Образование

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia