Испытание любовью
В канун 68-летия Великой Победы Северодвинский драматический театр выпустил спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас», поставленный рязанским режиссёром Олегом Прониным по пьесе популярного драматурга, «певца деревни» Владимира Гуркина (автор бессмертной комедии «Любовь и голуби»).
В нём рассказывается о судьбе жителей уральской деревни на фоне трагических событий первой половины XX века — Великой Отечест-венной войны и репрессий.
Война остаётся за кадром, хотя незримо присутствует, а ситуация с огульным доносительством в органы представлена достаточно выпукло. На центральное место в спектакле выходит напряжённая психологическая атмосфера взаимоотношений героев.
Насколько достоверно удалось режиссёру и актёрам передать тему любви и предательства, моральные и физические испытания? На мой взгляд, не слишком, хотя актёры, в принципе, работают добросовестно. Наверное, лишь Анна Венгерович (Александра) да, пожалуй, Лариса Тарасова (Анна) привлекают своей естественностью, показывают настоящее страдание, смятение чувств, притом что у первой главная роль, а у второй — эпизодическая. При этом дуэт Анны Венгерович и Данилы Овинникова, играющего её мужа Ивана, явно неравнозначен, любовь, по сути, не сыграна, в большей степени по вине последнего. Хотя актёр старается, и местами задушевность, искренность его персонажа ощущается очень остро.
Особенно бросается в глаза психологическое провисание во втором акте, где разворачивается схема любовного тре-угольника, где как раз и должен быть самый накал страстей. Только Венгерович здесь в ударе, а остальные, к сожалению, не выдерживают испытания любовью.
Другая важная составляющая — деревенский колорит тоже не совсем убедителен. Сложно воспринимать полуграмотных деревенских жителей в домотканых рубахах и ситцевых платьях в исполнении актёров и актрис, у которых на лице написаны интеллигентность и высшее образование — их образы явно проработаны не до конца. Герои по ходу действа то и дело переходят с простонародного говора («рыдат») на обычный язык, что выглядит странно и убедительности отнюдь не придаёт.
Слишком статичен в роли деревенского милиционера Римаса, литовца по национальности, Николай Кабуркин. Его работа сводится к постоянным замираниям в одной позе и отрывистым фразам. Наверное, актёру очень хотелось создать образ хладнокровного непоколебимого служителя закона, или же он посчитал, что так и должен выглядеть настоящий литовец. Удивил выбор режиссёра на роль Петра — его играет 65-летний Сергей Черноглазов. И хотя выглядит Сергей Юрьевич ещё ничего, и надо отдать должное его мастерству, но очевидно, что он выпадает из ансамбля молодых актёров. С другой стороны, трудно объяснить, почему режиссёр не задействовал в постановке таких опытных актёров, как Владимир Кулаков и Светлана Авраменко. В том, что с их участием спектакль засверкал бы почище алмаза, лично у меня нет никаких сомнений. Кулаков — мастер психологического портрета, а одной из сильных сторон Авраменко как раз является создание образов деревенских героинь.
Песня про казака, под которым подломилась доска, конечно, замечательная и несёт определённую символическую нагрузку, но зачем было исполнять её всю полностью? Впрочем, с музыкальным оформлением всё в ажуре — для воссоздания атмосферы советского военного и послевоенного времени в спектакле звучат песни тех самых лет: «Утро красит нежным светом», «Моя любимая», «Бьётся в тесной печурке огонь» и другие.
Фото В. Бербенец
Подготовить к печати
Дата публикации: 7 мая 2013
Автор(ы):
Владимир Тикус
(сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены