- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

«Смерш» на Северном флоте

Автор Администратор дата: 22 мая 2013 @ 15:31 в Вооруженные силы | Нет комментариев

70 лет назад, 19 апреля 1943 года, была создана легендарная советская военная контрразведка «Смерш». Руководителем созданной структуры был назначен заместитель наркома обороны генерал-полковник Виктор Семёнович Абакумов. Подчинялся Абакумов напрямую наркому обороны, то есть И.В. Сталину.

«Смерть шпионам!»
На военную и оперативную обстановку, складывающуюся на советско-германском фронте, существенно повлиял наступивший перелом после Сталинградской битвы весной 1943 года. Подготовка советских войск к наступательным операциям побуждала разведку противника искать новые источники получения информации о планах и замыслах советского командования. В тылах наступающей Красной Армии оказалось значительное количество разрозненных войск противника, пытавшихся скрытно или с боями перейти линию фронта. На освобождаемых территориях действовали различные подпольные организации, во-оружённые формирования и преступные группы, в которых было немало агентов разведывательных органов противника, пособников и предателей из числа советских граждан, стремившихся легализоваться, в том числе путём поступления на военную службу в учреждения и войска НКВД.

К тому же чем сложнее для Германии становилась обстановка на фронтах, тем активнее делалась ставка на средства тайной войны, для чего создавались новые разведорганы и школы, в которых проходили подготовку сотни шпионов-диверсантов. К началу 1943 года на Восточном фронте действовали около 20 разведорганов и разведшкол.

Всё это требовало поиска более эффективных подходов к обеспечению безопасности войск. И 19 апреля 1943 года И.В. Сталин подписал постановление Совета народных комиссаров СССР, в соответствии с которым управление особых отделов НКВД было реорганизовано в главное управление контрразведки «Смерш» наркомата обороны.

На обороне Северного побережья

На базе ОО НКВД СФ был образован отдел контрразведки «Смерш» Северного флота, просуществовавший в этой структуре до марта 1946 года. С мая 1942- го и до окончания войны органом военной контрразведки на Северном флоте бессменно руководил майор госбезопасности Александр Матвеевич Кириллов.

Северный флот активно участвовал в борьбе с врагом на суше, обороняя Северное побережье, порты и военно-морские базы, а также в десантных операциях, в том числе на территории Норвегии. Вследствие этого значительная часть личного состава Северного флота, особенно морской пехоты и береговой обороны, находилась в постоянном непосредственном боевом соприкосновении с вражескими силами армии и флота. Наибольшую активность проявляли военно-морские разведывательные органы противника, дислоцировавшиеся в военно-морских базах и портах: немецкие — в Тронхейме, Тромсё, Альтенфиорде, Киркенесе, Вардё, Хаммерфесте и Вадсе (Северная Норвегия), а финские — в Петсамо (Северная Финляндия).

Под грифом «Совершенно секретно»

К концу 1943 года советские органы государственной безопасности располагали безупречными данными о намерении гитлеровских спецслужб — абвера и СД — развернуть в тылу Советского Союза гражданскую войну.

В 1943 году под грифом «Совершенно секретно» были опубликованы материалы по распознаванию поддельных документов — азы этой «техники» теперь, можно сказать, знакомы любому, кто читал роман В. Богомолова «Момент истины (В августе 44-го)».

Многие, пожалуй, знают, что в фиктивные красноармейские книжки немцы по недомыслию вставляли скрепку из нержавейки... Менее известно, что абвер и разведывательное подразделение СД «Цеппелин», как правило, снабжали своих агентов фиктивными «бумагами» (хотя бланки советских воинских документов в большом количестве попадали в их руки), а также фальшивыми орденами и медалями. Экономные немцы даже при изготовлении собственных наград использовали дешёвые металлы и их сплавы. Поэтому, наладив к 1943 году производство «советских» медалей и орденов, абвер изготовлял их из томпака.

Внешне фальшивки почти не отличались от оригиналов. Правда, на ордене Красной Звезды красноармеец изображался не в сапогах, а в ботинках с обмотками. Для контрразведчиков подобные «награды» становились существенным основанием для подозрения в принадлежности человека к вражеской агентуре.

В тылу врага

За первые десять месяцев существования ГУКР «Смерш» в германские разведывательные органы и школы были внедрены 75 агентов, из них 38 возвратились, успешно выполнив свои задачи. Они представили сведения на 359 сотрудников германской военной разведки и на 978 шпионов и диверсантов, подготавливаемых для переброски в наш тыл.

В итоге 176 разведчиков противника были арестованы, 85 явились с повинной, а пятеро завербованных сотрудников германской разведки оставались работать в своих подразделениях по заданию «Смерш». Постепенно в практику работы военных контрразведчиков во-шла заброска в немецкий тыл агентурных групп. За январь — октябрь 1943 года в тыл противника были направлены семь групп — 44 человека, подчинённых непосредственно ГУКР «Смерш», дополнительно были привлечены к сотрудничеству 68 человек. Фронтовыми управлениями «Смерш» с 1 сентября 1943-го по 1 октября 1944 года были заброшены на оккупированную территорию 10 групп (78 человек). Им удалось привлечь к сотрудничеству 142 человека, а шестеро агентов внедрились в немецкие разведорганы.

Борьба со шпионажем и дезертирством

На разных этапах войны работа органов контр-разведки «Смерш» Северного флота строилась в прямой зависимости от складывавшейся военно-политической обстановки. Большое внимание флотских чекистов обращалось на борьбу со шпионажем, по обвинению в котором на Северном флоте были арестованы 35 человек; в 1943 г. — 21; в 1944-м и 1945-м — соответственно 10 и 4. Послевоенный анализ этих дел показал, что почти все агенты иностранных разведок были завербованы спецслужбами противника в период Великой Отечественной войны, главным образом в 1942—1943 гг. Кроме заданий по сбору разведданных агентуре ставились задачи по проведению разложенческой работы среди военнослужащих Северного флота. Разоблаченная агентура противника, как правило, арестовывалась раньше, чем она успевала передать разведорганам собранные сведения. Все они понесли заслуженное наказание. Необходимо отметить, что ни один из них не реабилитирован при пересмотре дел.

Для контрразведчиков Северного флота актуальной была и борьба с дезертирством. По этим фактам за годы войны были арестованы и преданы суду около 100 военнослужащих. Так, в 1942 г. арестованы 37 человек, в 1943-м — 27, в 1944-м — 23, за первые четыре месяца 1945 г. — восемь человек. Статистика показывает, что наибольшее число дезертиров выявлено в частях береговой обороны, Северного оборонительного района, Мурманского гарнизона и ВВС.

Практически отсутствовали дезертиры среди членов экипажей боевых и вспомогательных кораблей.

Оперативный состав эскадры кораблей, бригад торпедных катеров и морских охотников, а также отдел контрразведки «Смерш» охраны водного района Северного флота участвовали в операциях на коммуникациях противника и по охране караванов союзников. За весь период войны в Заполярье не было ни одного случая проявления трусости и недостойного поведения чекистов на поле боя.

Дана высокая оценка

Руководство страны высоко оценило работу органов контрразведки Северного флота по борьбе с агентурой противника, а также личный вклад чекистов в дело нашей общей победы над врагом, наградив 290 оперработников орденами и медалями СССР.

Как и все воинские подразделения, понесли боевые потери и контрразведчики Северного флота. При исполнении служебного долга в боях и морских сражениях погибли оперуполномоченный особого отдела НКВД береговой охраны М.Ф. Дворянников, оперуполномоченный отряда кораблей Н.Н. Падчин, оперуполномоченные отдела «Смерш» Северного флота В.Е. Ахроменко, С.Т. Шибанов, В.А. Ларионов, Н.И. Шамрай, а оперуполномоченный отдела «Смерш» эскадры кораблей С.П. Михайлов принял смерть, как и подобает моряку, в студёных водах Баренцева моря. За время Великой Отечественной войны военной контрразведкой было обезврежено более 30 тысяч шпионов, около 3,5 тысячи диверсантов, свыше шести тысяч террористов; в тыл противника было направлено более трёх тысяч агентов. Многие сотрудники были удостоены государственных наград, а четверым из них — лейтенанту Г.М. Кравцову, старшему лейтенанту В.М. Чеботарёву, лейтенанту М.П. Крыгину, старшему лейтенанту П.А. Жидкову присвоено звание Героя Советского Союза. Всем, к сожалению, посмертно.

По неполным данным, в боях за свободу и независимость нашей Родины и при выполнении оперативных заданий погибли более шести тысяч сотрудников военной контрразведки.

Управление ФСБ России по Северному флоту


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/05/22/smersh-na-severnom-flote.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.