- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Сложный товар — домофон

Автор Анна Данилова дата: 23 мая 2013 @ 15:12 в В защиту потребителя | Нет комментариев

Даже трудно поверить, что несколько лет назад входные двери в подъезды многоквартирных домов были деревянными, незапирающимися. Сегодня это уже явление редкое. Домофон — дело привычное. Но и с ним возникают вопросы. К нам обратилась женщина, представившаяся только по имени. Татьяна просит разъяснить, должны ли платить за обслуживание домофона наниматели квартир. Как быть с жильцами, которые отказываются вносить часть стоимости услуги, но магнитик, открывающий дверь, требуют? «Гостей своих не встречают, те беспокоят соседей сигналами, приходится впускать посторонних. Для чего же тогда устанавливался домофон?» Вопросы, касающиеся установки и содержания домофона, интересуют не только Татьяну. Сегодня мы беседуем с юристом Николаем ПОВАРОВЫМ, который долгое время в нашем городе был известен как главный защитник интересов потребителей.

Николай Валентинович, чьим имуществом считается домофон?

— Обратимся к Постановлению правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года. Этим документом утверждены правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Подпункт «д» пункта 2 Правил относит к общему имуществу механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого дома и (или) нежилого помещения (квартиры). Что подтверждает также пункт 7. В нём говорится, что в состав общего имущества в числе прочего включаются автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома.

— Внесите ясность: домофон — услуга или товар?
— Домофон относится к разряду сложных товаров. Поэтому, приобретая его, люди заключают смешанный договор, в нём значатся обязательства купли-продажи товара и его установки, то есть бытовой подряд.

— Должны ли жильцы платить за сервисное обслуживание?
— Такого закона, который бы обязывал жильцов платить за сервисное обслуживание, нет. Людям должны обеспечить право выбора. Они могут согласиться на сервисное обслуживание, а могут его и игнорировать, вызывать мастера только при поломке. Но нужно быть готовым к тому, что при этом ремонт будет стоить дороже, чем при ежемесячной плате.

— На кого ложится плата за обслуживание устройства?
— Согласно статье 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Статья 290 относит домофоны к общему имуществу собственников.

— Но ведь в доме живут и наниматели жилья.
— Платить за домофон должны и собственники, и наниматели, поскольку речь об общедомовом имуществе.

— Как быть, если не все жильцы дают согласие на установку запирающегося устройства, отказываются от домофонной трубки в квартире, соответственно и от внесения платы?

— В этом случае требовать с них деньги за обслуживание домофона никто не имеет права. Им должны выдать или предложить приобрести ключи от двери в подъезд, сообщить отпирающий код. Так как замок — общая собственность, условия и порядок его использования определяются по соглашению жильцов. Возникшие разногласия решаются в судебном порядке.

— Николай Валентинович, обязана ли фирма, установившая домофонную систему, выдавать на неё гарантийный срок?
— Выдавать на оборудование гарантию или нет — право изготовителя.

— Некоторые люди путают гарантийный срок и гарантийное обслуживание...
— Это совсем разные вещи. Гарантийный срок — время, в течение которого фирма обязуется за свой счёт заменить или отремонтировать оборудование, если в процессе эксплуатации обнаружится заводской брак. Обычно гарантия выдаётся на один год.

А гарантийное обслуживание — понятие более широкое. Кроме ремонта или замены товара оно подразумевает оказание услуг по дополнительной настройке, регулировке, техническому сопровождению установленной системы. Срок гарантийного обслуживания обычно от трёх месяцев до трёх лет. Плату за него начинают взимать сразу после установки домофонной системы и подписания акта приёмки-сдачи.

— Могут ли жильцы расторгнуть с компанией, установившей домофон, договор о гарантийном обслуживании?

— Если в течение гарантийного срока у жильцов возникли претензии к компании, обслуживающей домофонную систему, они вправе расторгнуть заключённый договор. При этом само оборудование остаётся в собственности жильцов.

По окончании гарантийного обслуживания компания предлагает заключить дополнительный договор на дальнейшее техническое сопровождение домофонной системы. Согласие зависит от жильцов, такие вопросы решаются на общем собрании собственников.

Фото Владимир Бербенец


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/05/23/slozhnyj-tovar-domofon.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.