«Когда ещё споём…»


Когда знаешь, что человека уже никогда не застанешь в соседнем кабинете, не раздастся в коридоре его характерное подкашливание, воспоминания окрашиваются совсем в другие тона. Недаром говорится, что живые закрывают глаза мёртвым, а мёртвые открывают глаза живым.


Я разбираю в своём кабинете бумаги, фотографии. Каждый листочек — это частичка истории, не побоюсь этого высокого слога. Вот оригинал моего материала о новом собственнике в «Никольском посаде». Правка редактора минимальная, рукой Николая Николаевича изменён лишь заголовок. В «Посаде» новый посадник». Всего одно слово, а текст уже выглядит на полосе по-другому. Вот это, что называется, профессионализм.

Когда материалы проходили через редактора, можно было быть уверенным, что неточностей не будет. Кочуров помнил фамилии, имена-отчества, даты и дни рождения. Знал историю и литературу так, что можно было не заглядывать в энциклопедию. Знал всех руководителей — как областных, так и районных, потому что встречался со многими, работая в Архангельске, депутатствуя в областном Собрании.

Я не знаю, были ли у него близкие друзья, но одно могу утверждать: все, кто его окружал, становились ему по-человечески интересны. Можете себе представить картинку: в кабинете начальника сидит человек, как говорится, с улицы и читает газету, с чем-то не соглашаясь.

Пришёл, минуя секретаря: по всему видно, что-то задело в «Северном рабочем». Потом начинает о чём-то спорить с редактором. Тот довольно благодушно вступает в дискуссию. Кстати, это особое качество руководителя — давать возможность высказаться другим. Если уж кого-то совсем несло, то мог только развести руками: «Ну, братцы...» Кстати, по-другому он коллег и не называл. Персонально по имени-отчеству, а всех — братцы.

Сегодня при расцвете демократии кто может сказать, что на своём производстве говорит своему начальнику о многих, в том числе нелицеприятных, вещах и на следующий день как ни в чём не бывало приходит в родную контору? Обычно разговор бывает коротким: никто никого не держит. Меня лично эта политкорректность иной раз просто обескураживала, потому что некоторые пользовались этим, и порой Кочуров даже выслушивал хамские реплики. Думалось, почему не давал отпор? И это скорее всего не было слабостью — так поступал воспитанный человек, умеющий владеть собой при любых обстоятельствах.

А последнее время тучи над его головой сгущались, здоровье слабло.
Когда говорят, что Кочуров любил праздники, могу подтвердить: ещё как. И, наверное, ему не для себя хотелось этого торжества, а для других. Сколько гостей всегда собиралось на день рождения газеты! Как бы трудно финансово ни жили, старался награждать собратьев по перу. А его день рождения накануне Крещения 18 января стал традиционным редакционным праздником. Как-то после журналистской конференции в Архангельске с коллегами заехали в архангельскую квартиру дочери Николая Николаевича Ирины. В окружении детей, внуков, бывшей жены Людмилы Михайловны, с которой сохранил тёплые отношения, наш редактор был для всех дорогим человеком.

Увлечения Николая Николаевича — тема особая. Политика (а он оставался преданным коммунистом и, когда ему пеняли за это, говорил, что «Северный рабочий» открыт для всех политических партий), шахматы. Был страстным спортивным болельщиком, знал всех поимённо членов футбольных команд, следил за выступлениями биатлонистов. А про книги я уж и не говорю. Как-то обмолвилась, что впервые после школы перечитала Чернышевского. На следующий день приносит мне книгу «Чернышевский в воспоминаниях современников».

Признаюсь, книгу эту я «зачитала» и теперь сохраню как память о Николае Николаевиче.
Когда приходилось вместе ездить в Архангельск, то по дороге делился новостями деревенскими, рассказывал о маме, родных, земляках. Как-то поделился радостью, что мешочек сущика привезли ему из Каргополя. И очень удивился, что еда для меня неведомая. Мол, вкуснее такой рыбки нет. «При случае угощу, сам готовлю». Но случая не выдалось.

Незадолго перед 9 Мая он позвонил мне вечером. Поделился идеей — по-семейному отметить День Победы и пригласил присоединиться к своей родне и друзьям, с которыми собирались на площади на марш памяти. Я поблагодарила, но сказала, что в городе в те дни меня не будет. Знаю, что и коллега тоже не смогла присоединиться. А он был явно огорчён. Запомнились слова. Когда ещё, говорит, споём...

Фото Валентин Капустин

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Когда ещё споём…»
Дата публикации: 14 июня 2013

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia