- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Ловись, рыбка большая!

Автор Наталья Шевцова дата: 26 июня 2013 @ 9:43 в Первая полоса | Нет комментариев

Это значимое событие состоялось в понедельник, 24 июня. Из стапельного цеха ЦС «Звёздочка» выведен третий траулер проекта 50010 «Койда 2». И есть все основания надеяться, что он станет первым шагом на пути реанимации и развития программы строительства на ягринской верфи судов для рыбопромыслового флота.

Стоит ли строить на предприятии оборонной промышленности рыболовецкие суда? Ещё недавно на этот вопрос однозначно положительного ответа не было.

— Этот тип судов был выбран не случайно, — пояснил генеральный директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин. — В трудные 90-е годы именно такой сложный объект для строительства, как траулер, был близок северодвинскому производству. Он наиболее насыщен сложными электронными системами и механическими устройствами — как раз тем, чем оснащены подводные лодки. А значит, специалисты наших цехов могли максимально использовать свой опыт и квалификацию.

Программа строительства на «Звёздочке» рыболовецких судов получила начало восемнадцать лет назад и ознаменовалась успешной постройкой двух единиц проекта 50010 — траулеров «Ягры» и «Архангельск». Тогда планировалось построить около двадцати судов подобного класса, но в связи с трудными экономическими условиями проект впал в режим ожидания. Безусловно, освоение этой программы в рамках диверсификации производства для центра судоремонта «Звёздочка» было жизненно необходимо. Рыболовецкие траулеры — суда коммерческого характера, и запуск современных конкурентоспособных рыболовецких единиц был бы несомненной удачей. И не только для Северодвинска, но и для экономики всей Архангельской области. Прежде всего это касается оптимизации освоения природных промысловых ресурсов региона, создания новых рабочих мест, загрузки мощностей градообразующих предприятий нашего города. Но прошли годы, прежде чем третье судно проекта увидело свет...

Отчасти это произошло благодаря тому, что «Звёздочка» на протяжении десятилетия постоянно продолжала искать покупателей рыболовецких судов. И если вспомнить специфику Поморья как промыслового региона, то безуспешность этих попыток выглядит странно, но объяснимо: до недавнего времени потенциальные заказчики были сориентированы на приобретение траулеров за рубежом. Тем временем в России политическая ситуация изменилась — как говорят и рыбаки, и корабелы, правительство повернулось к ним лицом.

— Корабелы, рыбаки, администрация города и области на федеральном уровне формировали мнение, что наши северодвинские траулеры не будут уступать современным зарубежным образцам, — заметил Владимир Никитин. — Две недели назад на Морской коллегии еще раз говорилось о том, что предприятия ОСК наряду с военными заказами должны выполнять заказы по строительству гражданских судов, в том числе рыболовецких. Было подчеркнуто: корабли должны строиться на российских верфях, а не за рубежом. Уверен, у этого проекта большое будущее.

«Койда 2» оценивается специалистами как надежный, высокотехнологичный и безопасный траулер. Он является ещё одним доказательством того, что у нас есть возможность выпускать продукцию мирового класса. У траулера высокие мореходные качества, современное навигационное и поисковое оборудование. При пяти-, шестибалльном волнении судно уверенно работает с тралом на волну и на ветер. При этом бытовые и производственные помещения функциональны и комфортны для рыбаков.

А что говорит покупатель?

— Сегодня мы располагаем флотом, построенным в 80—90-е годы, — говорит Сергей Тучин, председатель рыболовецкого колхоза «Освобождение». — Он устарел и морально, и физически. Мы решились на приобретение «Койды 2» — хотя стоимость проекта немаленькая и к этой цели нам пришлось идти восемь лет. Этот траулер соответствует всем современным параметрам, экономически выгоден — на нём можно совершать неплохие уловы, ведь вся жизнь рыбака зависит от хвоста трески!

И справедливо, что в день вывода такого судна из эллинга были отмечены те, кто внёс наибольший вклад в его создание. Почётные грамоты Министерства промышленности и торговли, центра судоремонта «Звёздочка», Благодарственные письма генерального директора были вручены рабочим, монтажникам, малярам, мастерам, инженерам — тем, без кого не состоялся бы праздник.

По традиции построенный корабль прошел чиноосвящение. Проведя обряд, настоятель храма Воскресения Христова священник Валерий Суворов передал на борт икону чудотворца Николая: «Чтобы она всегда находилась на судне, напоминала о сегодняшнем событии и вдохновляла всех, кто будет на этом корабле, на свершение добрых дел».

И, конечно, в соответствии с морским ритуалом о борт была разбита бутылка шампанского — на удачу на промысле!
Впереди у «Койды 2» швартовые испытания и новый для корабелов «Звёздочки» фронт работ, например монтаж производственной холодильной установки и монтаж тралового комплекса.
Итак, «Звёздочка» доводит заказы до конца. Предприятие наращивает опыт, и не только в судостроении, но и в защите своих экономических, политических интересов. Стремится завоевать звание достойной марки на мировом рынке. Но реально ли говорить о запуске в ближайшем будущем целой серии рыболовных траулеров на наших верфях?

Евгений Розанов, заместитель начальника управления гражданского судостроения, ответил на этот вопрос так:
— Ничего невозможного нет, всё в наших руках. Заказчики есть — доказательство тому очередной траулер, которым активно интересуются потенциальные заказчики . Сейчас есть все условия, чтобы модернизировать промысловый флот, который напоминает секонд-хэнд. А у нас есть потенциал для его постройки и обновления.

«Койда 2» — район плавания не ограничен
Длина 38, 5 м
Ширина 10,2 м
Водоизмещение 911 тонн
осадка 4,13 м
Скорость 11 узлов
Экипаж 20 человек

Фото автора


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2013/06/26/lovis-rybka-bolshaya.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.