А.А. Дерябин: «Перспектива у предприятия есть — работать». Фото В. Бербенца
А.А. Дерябин: «Перспектива у предприятия есть — работать». Фото В. Бербенца

Перемены в сезон распутицы

Автоколонна-1700 будет частной?

На 28 октября назначен аукцион по продаже 100% акций известного северодвинского предприятия ОАО «Авто- колонна-1700». И так получилось, что официальное объявление об этом попалось на глаза практически сразу после того, как мы побывали на этом предприятии, рассчитывая рассказать о переживаемых здесь трудностях. То, что никто там даже не обмолвился о таком важном событии, конечно, удивило.


— Так ведь торги эти объявляются уже во второй раз, — объяснил генеральный директор А.А. Дерябин. — В июле покупателя не нашлось. Даже ни одной заявки не поступило. Стоимость Автоколонны-1700 немалая, а в стране — кризис. Не думаю, что и на этот раз найдется тот, кто захочет, а главное, сможет заплатить такие деньги. Потому на этом обстоятельстве и не акцентировал внимание...
Подумалось: если акции предприятия выставляются на торги уже второй раз, значит, собственник намерен все-таки довести начатое до конца и продать предприятие. Вопрос: почему? И первое предположение — причина связана с финансово-экономическим положением предприятия.
Одно из старейших в нашем городе и когда-то очень успешное, в годы реформ переживало и падения, и подъемы. Нынешний же общий кризис особенно сильно сказался здесь на результатах первого квартала 2009-го. К лету ситуация стала немного исправляться. Но все же результат работы за восемь месяцев (объем перевозок грузов в тонно-километрах) оказался вполовину меньшим, чем за тот же период прошлого года: соответственно 10 и 19,9 т-км. Не потому ли собственник решил расстаться с этим своим имуществом?
— Нет, конечно, — заверил специалист департамента транспорта и связи областной администрации М.Л. Мартынов, который является также председателем совета директоров ОАО «Автоколонна-1700». — Нынешний кризис тяжело переживают многие предприятия. Объективно время непростое, а транспорт работает не сам по себе: в прямой зависимости и от цены на топливо, запчасти, и от платежеспособности заказчиков перевозок. Более того, будучи в областной собственности, это предприятие зарекомендовало себя наиболее надежным в сравнении с другими в своей сфере. Авторитет, коллектив, транспорт — все это у него было, все это и есть.
На самом предприятии тоже считают, что форма областной собственности его не тяготит, в работе не мешает. До 2001 года, когда его передали в областную собственность, было федеральным. В 2007-м преобразовано в ОАО. Разницы от этих перемен собственников в каждодневной производственной деятельности, считают, почти никакой не было. Как и пять, и десять лет назад, так и сейчас предприятие имеет только то, что само зарабатывает. Разве что по сравнению с частниками, которые пользуются правом льготного налогообложения, вносит в госказну гораздо большие отчисления да не отказывается безвозмездно помочь в разных областных меро-приятиях, когда нужно что-то подвезти-перевезти, как это было, например, летом в ходе молодежного форума в Вельске.
— Так почему же все-таки Автоколонна-1700 продается?
— То, что пакет акций этого ОАО выставлен на торги, это прежде всего один из примеров того, как сегодня идет переосмысление государственных функций, — говорит Михаил Леонидович. — Процесс плановый. И отражает государственную политику. Ведь пока предприятие, которое занимается грузоперевозками, находится в собственности субъекта Федерации, получается, что государство конкурирует с частниками в этой сфере деятельности. А новый собственник с другими будет, так сказать, на равных. И может в этих условиях сделать предприятие более конкурентоспособным...
«А может и до банкротства довести», — вспоминаю я про себя недобрые примеры уже не существующих в нашем городе бывших госпредприятий, так и не сумевших удержаться в статусе частных: швейную и мебельную фабрики, пищекомплекс, теперь вот Севдормаш. Хочется, конечно, надеяться, что минует чаша сия Автоколонну-1700, и её коллективу повезет больше. А так как, наверное, не только у меня само слово «торги» прежде всего ассоциируется с деньгами, вслух задаю, как представляется, неудобный для собеседника вопрос:
— То, что у области сейчас денежных средств очень не хватает, известно. Так, может, конкретная цель продажи этого имущества — все же получить за него определенную сумму?
— Да, деньги для областного бюджета тоже не лишние, — подтверждает Михаил Леонидович.
А тем временем на выставленном на торги предприятии, как показалось, каждодневная производственная деятельность продолжается с расчетом все-таки на работу, а не на угасание. Оптимизм вселяет то, что при любом развитии событий останется потребность возить лес и хлеб, отсыпать новые и ремонтировать старые дороги... Стало быть, техника Автоколонны-1700, работа коллектива будут востребованы. Тем более что во всех этих делах есть у предприятия не только собственный опыт, но и давние партнеры-заказчики.
В последнее время, конечно, здесь приходится не столько выбирать более подходящие заказы, сколько свое производство подстраивать под то, что предлагают. Особенно это сложно в период распутицы. Каждую весну и осень, когда большая часть дорог на месяц-полтора закрыта для проезда их тяжелой техники, приходится искать разрешенные пути проезда, оформлять специальные пропуска... В общем, подстраиваться под погоду и перестраивать в связи с этим свою работу. Именно такой сезон сейчас в разгаре. Как ни сложно, но условия, в общем-то, не в новинку.
А то, что и к подготовке такого знакового события, как возможная смена собственника, в коллективе относятся без всякого ажиотажа, тоже, как представляется, показатель.
Знаете, почему в названии предприятия фигурирует число 1700? Много лет номерная автоколонна имела предписание: в случае объявления мобилизации целиком, вместе с людьми и техникой, влиться в войсковую часть. Тот статус и оборонные обязательства с предприятия давно уже сняты. А вот название сохранилось. Хочется думать, что символизирует это его мобильность, способность при необходимости перестроиться, чтобы и в данном случае не сдаться на милость кризиса, а преодолеть его.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Перемены в сезон распутицы
Дата публикации: 15 октября 2009

Автор(ы): Нина Кожанова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 230
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia