Пояс — это маленькая жизнь


Мои родители в маленькую деревеньку в Устьянском районе переехали в самом начале лихих 1990-х.


Папу потянуло к корням, к простой деревенской жизни с традиционным укладом, а нам, ребятишкам, тогда казалось, что на селе жить будет интересней, чем в городе. Отчасти так и оказалось. Мы давно «разлетелись» из родительского гнезда, и сейчас, оглядываясь назад, понимаю, сколько традиций потеряла деревня всего лишь за 10-15 лет.

По приезде нашу семью снабдили и новенькими чунями — санками, на которых удобно было возить фляги с водой и пестери с бельем для прополаскивания на родник. Пестери тоже были новые, и корзинки, с которыми мы бегали за ягодами и грибами. Я помню баню по-чёрному с деревянными кадушками, огромный ткацкий станок, на котором создавались яркие половички, и прабабушку, которая чесала шерсть, а потом «вечеряла» за прялкой... Теперь в деревне ни прялки, ни целого пестеря не найти. Старожилы умирают, унося с собой секреты традиционных ремесел. Но именно в наше время, когда с исконно славянскими традициями связывают лишь тоненькие ниточки, с новой силой возрождается интерес к национальной культуре. Недавно я познакомилась с молодой мастерицей, которая несколько лет назад увлеклась ткачеством национальных поясов. Сейчас Людмила Коробкова уже передает свои умения преподавателям Северодвинской художественной школы.

— Заходите, сейчас мы вас ругательным словам научим, — встречают меня в «художке», улыбаясь и отрываясь ненадолго от процесса заправления пояса.
Заправить — значит, нити основы натянуть и закрепить.

Естественно, бранных слов я от преподавателей художественной школы не ожидала, но, как оказалось, способ плетения пояса, который они осваивали в тот день, называется «на сволочке». У мастера Людмилы Коробковой нити легко в руках мелькают: разок-другой провела клубочек, переплетая с основой — и уже рисунок виден. Красивый и символичный. Пояс — это оберег, и рисунки на нем не простые, в них целая жизнь.

На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста. Не случайно «распоясаться» — значит, вести себя неприлично. Подпоясывали и рубахи, и сарафаны, и верхнюю одежду, а нательные пояса-обереги не снимали даже в бане! Поэтому к славянскому поясу нельзя относиться только как к элементу традиционного костюма. Он отражение миропонимания наших предков. Пояс охватывает тело человека, образуя замкнутый круг. Считалось, что в таком круге человек недосягаем злым духам.

— Наверное, моя любовь к народному творчеству — это своеобразная генетическая память: предки и по маминой линии, и по отцовской слыли рукодельницами, — рассказала Людмила. — Я очень долго искала себя, выбирала профессию, но делом, которое нравится, оказалось творчество, ткачество. Азы передала бабушка из Ярославской области, а потом училась по книгам, Интернет-курсам. В съемных квартирах ткацкий станок некуда было поставить, поэтому пристрастилась к ткачеству поясов. Для них много места не нужно, я даже в поезде могу пояс заправить и ткать.

Нынче пояса не просто дань традиции. Мастерицы их носят и с современными нарядами — джинсами, платьями. А преподаватели художественной школы отмечают, что у детей не иссякает интерес к народному творчеству, в том числе и к ткачеству. Всё, чему они научатся у Людмилы, потом передадут своим ученикам. А значит, ниточка, связывающая нас с истоками, корнями, не порвется.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Пояс — это маленькая жизнь
Дата публикации: 27 апреля 2012

Автор(ы): Мария Романова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 951
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia