«Жизнь была глуха и жестока для его мятущейся души»


20 лет назад ушёл из жизни поэт и журналист «Северного рабочего» Илья Павлов


Заголовком для этой публикации стала сокращённая цитата из статьи поэта Юрия Кублановского к посмертной книге Павлова «Огонь преображения». Нынешний руководитель отдела поэзии журнала «Новый мир», в прошлом экскурсовод на Соловках и политический эмигрант, сразу оценил творчество нашего земляка. Да и в других центральных изданиях стихам и эссе Ильи Павлова давали ход...

Говорят, что годы сглаживают и воспоминания, и чувства. Но в этом случае всё не так. Илью Георгиевича вижу как живого. С элегантной бородкой, красивый, спортивный, остроумный.
Он начинал трудовую жизнь на «рабочем номере» в СПО «Арктика». Служил в армии. По образованию историк — окончил Петрозаводский университет.

25 лет назад, когда я появился в Северодвинске, Павлов работал художником во Дворце культуры имени Ленинского комсомола.

Впечатление о первой встрече с ним осталось одним из самых ярких. Впрочем, Илья Павлов постоянно освежал его своим каким-то необычайным интеллектуальным напором, широчайшей эрудицией, полной свободой мысли. Все эти качества присущи и его стихам, а также литературоведческим и философским работам.

Наступало время самой широкой гласности, и воззрения Павлова, отлитые в строки поэзии и публицистики, стали проникать в прессу — на страницы не только «Северного рабочего», но и столичных журналов. Что ж, стихи Павлова отличались и знанием разных, в том числе весьма мрачных сторон жизни, и пронзительным взглядом на русскую историю, и обращенностью к вере. А ещё — проникновением в какие-то мистические, до сих пор непонятные мне тайны философии.

На рубеже 80—90-х годов личность не признанного ранее в городе Ильи Павлова была востребована. Тамара Румянцева пригласила его преподавать в филиал Поморского университета, автор этих строк — в редакцию «Северного рабочего» на специально открытую должность обозревателя по вопросам политики, литературы и религии.

Недлинен был газетный путь Ильи Павлова, но ознаменован яркими публикациями, которые не забылись и сейчас. Он открыл в нашей газете жанр иронического комментария на темы политики. Стал основателем рубрики «Месяцеслов». Мог порадовать и политической карикатурой.

К сожалению, мы знали и другого Павлова, когда извечный порок российской интеллигенции отрывал его от творчества и привычного круга общения. Этот порок и привёл к преждевременной кончине жарким вечером 23 июля 1992 года...

Книги Ильи Павлова «Делатель совести» и «Огонь преображения» вышли уже после его смерти. Их издателями стали друг-писатель по Северодвинску Александр Драчёв и сестра Вера Велютина. А творческим наследником — сын Илья Павлов, появившийся на свет через три месяца после смерти отца. (Его мать и вдова Илья Георгиевича — сотрудница «Северного рабочего» редактор газеты «Полезная» Марина Васильева). Да успокоится на небе душа Ильи Георгиевича: Илья-младший проявил себя и в поэзии, и в религиозном послании, и в экономике, являясь сейчас студентом престижнейшего столичного вуза — Высшей школы экономики. Воспоминания о сыне напечатала в «Северном рабочем» и выпустила отдельным изданием мать Ильи Павлова Зоя Ивановна Богданова. Подробная статья о нём (автор — журналист «СР» Екатерина Курзенёва) появилась в энциклопедии «Архангельские журналисты. ХХ век».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Жизнь была глуха и жестока для его мятущейся души»
Дата публикации: 21 июля 2012

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia