Арктика: от прошлого к будущему


Эту тему обсудили на международной конференции


Как мы уже сообщали, 12-13 сентября в Северном Арктическом федеральном университете состоялась конференция «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему».

В 2012 году в России произошел настоящий «арктический прорыв». Об этом сказал профессор САФУ, эксперт в области изучения Арктики Юрий Лукин. В 2008 году был принят первый документ — «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». И с тех пор основы обсуждались, но до 2012 года в принятие каких-либо конкретных документов не вылились.
Эксперт перечислил десять стратегически важных шагов, которые были осуществлены в 2012 году при активной поддержке Владимира Путина.

Первое. Началась кампания по ликвидации экологического ущерба, нанесенного Арктике в предыдущие десятилетия.

Второе. С Дудинки начинается введение в строй десяти комплексных аварийно-спасательных центров МЧС. В опытной зоне таких центров будут отрабатываться инновационные технологии мониторинга территории арктической зоны РФ, создание информационных статистических баз данных и др.

Третье. Начало добычи нефти на буровой арктической платформе «Приразломная» — первая нефть появится уже в конце года.

Четвертое. Соглашение, заключенное «Роснефтью» с зарубежными компаниями о совместной разработке месторождений в Арктике.

Пятое. Принятие федерального закона «О Северном морском пути».

Шестое. В июле 2012 года на принципах частно-государственного партнерства начато строительство нового морского порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе.

Седьмое. Разработка программы разведки континентального шельфа до 2030 года.

Восьмое. Взятие вектора на укрепление обороноспособности России в Арктике.

Девятое. Выделение средств на модернизацию оборонной промышленности. До 2020 года будет выделено около 200 миллиардов долларов.

Десятое. Создание десяти пограничных состав в арктической зоне.

Но не только победные ноты звучали в докладах на конференции. «Человеческого и технического потенциала в стране достаточно для выполнения крупномасштабных задач в Арктике. Но по большому счету, не хватает прорывных идей», — заявил заместитель руководителя Ассоциации исследователей Арктики Владимир Блинов.

«На начальных этапах освоения Арктики принимались зачастую очень рискованные решения, например, о продлении и открытии круглогодичной навигации. Ставились большие задачи и весь потенциал подтягивался к их решению. Сегодня таких задач в Артике я не вижу, хотя возможности для этого беспрецедентные», — сказал Блинов.

По его мнению, Россия может совершить рывок в освоении Арктики, наладив транспортные перевозки через Северный полюс. «Надо переходить от прибрежного плавания Севморпути и смело решать вопрос о переходе на полюсное плавание. Ледоколы делают по три рейса в год с туристами на Северный полюс, судно «Академик Федоров» прошло туда еще в 2005 году. То есть возможности у нас есть, но почему-то мы не двигаемся в этом направлении. Если мы наладим транспортные перевозки через Северный полюс, то мы совершим тот самый рывок, если нет — потеряем конкурентное преимущество», — заявил Блинов.

Европейский мир воспринимает Северный морской путь как запасной аэродром. Об этом заявил представитель правительства Архангельской области Андрей Иванов. По его словам, для того чтобы вывести водную магистраль на уровень реальных возможностей для бизнеса предстоит решить целый комплекс проблем. «Это правовое обеспечение. Принят федеральный закон, но закон этот неоднозначный. Сам по себе кодекс не регулирует деятельность Севморпути. Важным шагом здесь может стать принятие базового федерального закона, который позволит более четко регулировать вопросы связанные с деятельностью СМП, — сказал Иванов. — Второй момент, который не красит Северный морской путь — наличие огромного количества сборов. Добавить к этому оформление таможенных документов, бюрократию, коррупционный фактор и получится, что потенциальная экономика Севморпути может быть неликвидной. В связи с этим, в том числе, дирекция Суэцкого канала пока не считает Севморпуть конкурентом».

Еще одна проблема, по мнению Иванова, — отсутствие информации о портах Северного морского пути. «Представления о России часто ограничиваются Сибирью и Москвой. Разумеется, о портах ничего не известно, тем более об их свойствах, условиях фрахтования и так далее. Это серьезный пробел», — подчеркнул он. В списке проблем, озвученном Ивановым, также — обеспечение безопасности и обновление парка ледокольных судов.
Севморпуть таит в себе огромный потенциал и интересы к нему проявляют многие страны. Но только при решении этих проблем можно будет говорить что Россия делает важные шаги в развитии этой магистрали.

(использованы материалы информационного агентства «Регнум»)

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Арктика: от прошлого к будущему
Дата публикации: 19 сентября 2012

Автор(ы): Александр Писарев
Кол-во статей у автора - 347
Рубрика статьи: Бизнес

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia