Лариса Сыпко: «Главный принцип – держать удар»


«...Ты спрашиваешь, что сегодня тревожит? Меня волнует то, что мир становится всё более жестоким. Что люди привыкают идти по головам ради карьеры, денег, собственной выгоды. Мы перестали уважать, слышать друг друга. Государство не уважает нас, мы — государство. Так и живём последние двадцать лет, ненавидя и клеймя. А разве можно быть счастливым, успешным человеком в отрыве от того, что происходит в твоей стране, твоём городе, театре».


О жизни: «75 — вполне немного!»

Наклонив к Ларисиным окнам кроны пылающих рябин, осень украсила букет именинницы алой ягодой и золотой листвой. Мы сидели в комнате, где от пола до потолка тянулись книги, книги, фотографии и картины на стенах. Тост звучал за двойной юбилей: Ларисин и Театра и, конечно, за дружбу, любовь и за самое главное для актрисы — хорошую роль в хорошей пьесе.

— Лариса, завтрашний праздник уникален: и юбилей театра, и открытие творческого сезона, и премьера нового спектакля «Лжец», и твой юбилей. С ума сойти, как время летит! Театру уже 75 и...

— Ну-ну, смелее. И мне тоже. Ты это хотела сказать?

— А кто, глядя на тебя, поверит?

— Спасибо за комплимент, хотя цифру эту, убей, не ощущаю. Более того, за 48 лет работы в театре, сыграв свыше 150 больших и маленьких ролей, твёрдо знаю: актриса обязана быть всегда в форме. На мой взгляд, любая женщина должна уметь с достоинством нести свой возраст. И если, допустим, приходит время играть графиню в «Пиковой даме», я буду делать это с удовольствием, не претендуя на Дездемону. И уж тем более не страдая по поводу грима и омоложения.

— А ты не лукавишь?

— Абсолютно. Знаешь, на моей страничке «Одноклассники», где я получила множество юбилейных поздравлений от друзей, взяла и спросила: «75 лет — это много или, пока, совсем не очень?» На что мне все ответили: «Совсем не очень, а даже вполне немного».

О театре: не тяготея к мемуарам

— Лариса, я часто вспоминаю другой юбилей — в 1978-м. Мы были молоды, наивны и свято верили в свой завтрашний день. Тогда в театре в честь юбилея города режиссёром Петренко была поставлена пьеса Арбузова «Город на заре».

— Между прочим, этот спектакль в постановочном плане и сегодня остаётся, пожалуй, одним из сложных. Всякий раз, когда его играли, меня буквально пробирала дрожь, поскольку декорациями служили строительные леса... То, что весь спектакль мы бегали на высоте, по качающимся доскам, с риском полететь вниз, было ещё полбеды. Главная проблема, и на репетициях, и на премьере, ждала меня преданно в тёмной кулисе в образе ревнивой жены моего партнёра — актёра Саши Шестакова.

Дело в том, что по роли я играла журналистку Лёльку, ту, которую полюбил недостойный комсомолец Лёшка Зорин. И вот, когда я после бурного объяснения с поцелуем на минуту выскочила в кулисы, меня догнал свистящий шёпот: «Ты что — по-настоящему целуешься с моим мужем?» На что, разозлившись, я только и успела ответить: «Как когда» — и, вспрыгнув на леса, рухнула с доски вниз, к «сопернице»... «Актёры, правьте ремесло, чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло...» По-моему, лучше Блока не скажешь.

— Да, но были в твоей жизни и более радостные премьеры. Хотя, знаю, ты не тяготеешь к празднествам, как и к мемуарным откровениям. А помнишь твой бенефис, когда на «ура» ты сыграла у режиссёра Вячеслава Иванова в чеховской комедии «Медведь».

— Со мной там работали прекрасные партнёры — два Серёжи, актёры Черноглазов и Полетаев, составившие блестящий дуэт. Это большая удача, когда в театре трудится множество творчески одарённых коллег. Благодаря их таланту мне как актрисе удалось полнее раскрыться в любимых ролях: Искре в розовской пьесе «Гнездо глухаря», старухе Анне в «Последнем сроке» Распутина, Агафье в гоголевской «Женитьбе», Ефимии в пьесе Кондратьева «Сашка» и других. В актёрской профессии очень важно доверие к людям, с которыми ты работаешь: к режиссёру, партнёрам, художнику, включая костюмеров, рабочих сцены — словом, ко всем создателям спектакля.

— Как человек творческий ты знаешь, насколько ранима и зависима актёрская профессия. Можно годами не получать роли, сидеть на «скамейке запасных»...

— Наверное, кто-то скажет, что подобный удел для плохих актёров или актрис. Не спорю, случается и такое. Но ради объективности: как быть, допустим, с откровенно слабым материалом пьесы, заметим, не тобою взятой в репертуар? Или неверным распределением ролей, плохой режиссурой либо вообще «безрежиссёрьем»? Вопросов много, о которых зритель в массе своей чаще не думает, воспринимая спектакль в целом.

Уметь держать удар

— Лариса, невостребованность, пусть даже временного характера, опасна разочарованием, неверием в собственные силы.

— В подобной ситуации меня лично спасает малая сцена нашего театра, как и творческое упрямство. Недаром же родилась в год Быка. Но, самое главное, я умею держать удар... Этому меня научил всей своей жизнью отец — бывший лётчик. «Ты должна быть сильной, не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Это только в сказках силы добра сиюминутно побеждают зло. В жизни надо уметь, когда это требуется, держать удар», — говорил он мне. Вот и держу, хотя многие мои друзья считают, что у меня характер не для театра. Я, отнюдь не пробивная, не стерва, никогда не выбивала ставки, не просила ролей, а даже уступала другим. Зато я умею себя заставить искать и найти выход, пусть даже из очень сложного положения.

— И ты открыла для себя малую сцену «Театр в театре». За тобой в творческом порыве потянулись и другие актёры.

— Это действительно очень трудно — делать самостоятельно актёрскую и, тем более, режиссёрскую работу, будь то композиция или спектакль. Я благодарна всем, кто поддержал меня, и в частности актрисе Галине Лишице, во многом откорректировавшей мою «пробу пера». Постановка «Оскар и Розовая дама» автора Эрика Шмитта, как и композиции Марины Цветаевой «Если душа родилась крылатой» и «Неугасимое созвездие» поэтов Серебряного века благополучно зажили своей сценической жизнью, востребованной зрителем. Сегодня многие мои творческие коллеги, а это Сергей Черноглазов, Даниил Овинников, Сергей Варнашов, Лариса Головина, Юлия Корельская и другие, довольно успешно работают на малой сцене.

— Знаю, что в первые дни нынешнего творческого сезона ты представишь на суд зрителей новую композицию «Во весь рост живу только в стихах».

— Я ужасно волнуюсь. Сейчас идут последние репетиции. Пользуясь случаем, хочу пригласить 8 октября (в 19 часов), в день 120-летия Марины Цветаевой, всех любителей театра и поэзии на премьеру композиции, сделанной совместно с молодыми актрисами театра Анной Венгерович и Юлией Корельской. Надеюсь, северодвинцам придётся по душе новая творческая работа, как и пьеса Гольдони «Лжец», открывающая юбилейный сезон.

— Для художественного коллектива театра, как и для зрителей, событие это безусловно праздник. Надежда на то, что лучшие творческие работы впереди, где всё начинается заново, с белого листа.

— Если бы так, если бы... К сожалению, наш театр вот уже не один год работает без главного режиссёра, а приезжий художник, пусть даже с творческой искрой, остаётся для труппы приезжим, не более. Ещё никогда и никому не принесло пользы отсутствие в театре личности, способной вдохновить своими творческими идеями, повести за собой коллектив.

— Вспоминается недавнее интервью известного режиссёра Льва Додина, убеждённого в том, что «...главная функция театра — потрясать зрителя».

— Другой момент — как к этому прийти без мастера, способного глубоко анализировать и разбираться в художественных тенденциях современного театра, в актёрской, режиссёрской технике работы, особенно с молодёжью? Кого пригласить на эту главную роль? Вот задача.

— Лариса, на мой взгляд, совсем не актёрское это дело — решать кадровые проблемы театра. В конце концов есть городская администрация, отдел культуры, руководство театра, кто в силу своих должностных полномочий обязан за-крыть, наконец, этот актуальный, явно затянувшийся болезненный вопрос.

— Знаешь, когда ещё был Союз и на всю страну гремел славой литовский Паневежский театр под руководством Юозаса Мильтиниса, а он создал его буквально с нуля, я всегда, как и сегодня, мечтала и мечтаю, чтобы к нам в театр пришёл свой талантливый Мильтинис. Чтобы всем сердцем он полюбил наш театр и нас, актёров, молодых и не очень. Хочется, чтобы он ставил глубокие, многожанровые, многостилевые спектакли и лёгкие весёлые комедии. Главное, режиссёр не должен бояться экспериментов.

Твой выход, Лариса!

Не знаю, исторически так сложилось на земле или волею человеческих судеб, только жизнь показывает: удел сильных людей чаще всего одиночество... Нет, я не о том, когда в целом свете человек никому не нужен. Я говорю о тех, кто привык рассчитывать только на себя. Докапываясь до истины, сильный принимает её как есть, не теряя достоинства, даже если режут по живому. Это всё о Ларисе, хотя, признаюсь, мы никогда не набивались друг другу в друзья и я не фанат творчества актрисы Сыпко. Любовь к театру всегда остаётся объединяющей.

А ценю Ларису за подлинную интеллигентность в отношениях с людьми, друзьями, коллегами. Она способна защитить человека, не боясь идти вопреки мнению других, как это было в театре с молодым, пусть даже в чём-то излишне амбициозным, но безусловно способным режиссёром Денисом Кожевниковым. Никогда не забыть мне и те трудные дни моих житейских скитаний, связанных с переменами места работы, учёбы в Питере, когда Лариса делилась со мной последним рублём, притом что тоже одна растила дочь на скудную актёрскую зарплату. Пожалуй, не перечесть сегодня всех, кто искренне благодарен ей за доброту и участие в их судьбе, включая братьев наших меньших. Так уж получилось, что за годы знакомства мы с ней спасли не один десяток брошенных, бездомных, раненых и больных мусек, тузиков, голубей — хоть книгу пиши. Сказала об этом и понимаю: не хватит мне сегодня и газетной полосы, чтобы рассказать в одной статье про актрису, женщину и замечательного человека — Ларису Сыпко.

Зато точно знаю самое главное — какого пожелания ждёт она всегда с замиранием сердца: «Внимание! Приготовиться! Третий звонок! Ваш выход на сцену, Лариса Алексеевна!»

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Лариса Сыпко: «Главный принцип – держать удар»
Дата публикации: 5 октября 2012

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Вопрос-ответ, Культура, Первая полоса, Право

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia