Атомный ледокол «Ленин» уходит в Заполярье (май 1970 г.). Фото из фонда музея
Атомный ледокол «Ленин» уходит в Заполярье (май 1970 г.). Фото из фонда музея
ИСТОРИИ СТРОКИ

О чём мечтал Александр Зрячев


Первый в мире атомный ледокол «Ленин» поставлен на вечную и почетную стоянку в Мурманском порту. О долгой жизни атомохода мечтали гендиректор предприятия А.Ф. Зрячев, ответственный сдатчик В.Т. Калганов и о том, чтобы после вывода арктического исполина из эксплуатации сделать его музеем. Мечта претворяется в жизнь.


Ледокол «Ленин» можно с полным правом отнести к первопроходцам с атомным сердцем. Арктический исполин пришел на «Звездочку» на ремонт 12 декабря 1967 года (а не в 1969, как ошибочно называют дату некоторые СМИ), оставив за бортом шесть навигаций. Перед предприятием стояла задача: выполнить ремонт и модернизацию ледокола к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
Ответственным сдатчиком заказа назначили В.Т. Калганова. Завод успешно справился с заданием. Капитан ледокола «Ленин» Герой Социалистического Труда Б.М. Соколов сказал об этом:
— Огромная заслуга перед историей атомного ледокольного флота по праву принадлежит коллективу северодвинского предприятия «Звездочка», скромным труженикам — рабочим, инженерам, техникам, которые восприняли задание по модернизации ледокола как свое кровное дело и с честью с ним справились. Высококачественно поставив новую атомную установку, они дали возможность нам, морякам, успешно трудиться многие годы.
Сохранилась хроника тех лет. 23 апреля 1970 года в 4 часа 12 минут был выведен на мощность реактор № 2, а 1 мая в 19 часов 15 минут так же успешно заработал и реактор № 1. 19 мая 1970 года «Ленин» отошел от причала на заводские ходовые испытания. Экзаменовка ледокола завершилась 19 июня в Баренцевом море, и он последовал к месту приписки — порт Мурманск.
Через два дня «Ленин» вышел в первую послеремонтную арктическую навигацию. Потрудился он здорово! За навигацию прошел 22 тысячи миль, из них более 17 тысяч преодолел среди тяжелых льдов. Провел по трассе 143 транспортных судна. С новой установкой ледокол отработал 20 навигаций, последнюю отпахал в 1989 году.
За большой трудовой вклад коллектива в обеспечение сдачи атомного ледокола в эксплуатацию предприятие отметили высшей наградой Родины — орденом Ленина.
Предприятие все послеремонтные годы поддерживало тесные связи с командой и капитаном «Ленина» Героем Социалистического Труда Б.М. Соколовым, который неоднократно посещал «Звездочку», даже после того как судно поставили в отстой. Заводчане удовлетворены, что арктический исполин займет свое достойное место в истории после двадцатилетнего перерыва.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: О чём мечтал Александр Зрячев
Дата публикации: 5 июня 2009

Автор(ы): Анатолий Попов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 203
Рубрика статьи: Звездочка

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia