Фото М. Биктимирова
Фото М. Биктимирова

Первый шаг «Арктической»

Платформа встала на двинское дно

На СПБУ «Арктическая» продолжаются работы по монтажу систем и конструкций днища буровой. Для того чтобы сделать подводную часть доступной для работ, платформе пришлось приподняться над акваторией на собственных опорах.


В будущем «Арктической» придется еще десятки раз оставлять следы башмаков опорных колонн на морском дне. Мобильность в постановке на грунт — важнейшее конструктивное качество строящейся буровой, основной задачей которой станет бурение разведывательных скважин на шельфе Карского моря. Обеспечивается такая мобильность именно за счет способности «Арктической» быстро превращаться из плавучего железного острова в объект, прочно стоящий на морском дне. Операция постановки на грунт для буровой, как погружение для подводной лодки, должна стать привычной процедурой. Первое использование опорно-подъемного устройства платформы для ее строителей серьезное испытание. Дело в том, что нестабильное илистое дно заводской акватории мало пригодно для выполнения таких операций.
Технология постройки «Арктической» между тем исключения этой операции не допускала. Ввиду отсутствия подходящего для этого дока подъем на опоры стал единственной возможностью обеспечить доступ к днищу буровой для проведения необходимых работ.
Подготовка к операции постановки на опоры началась задолго до того, как завершился их монтаж. Встать на естественный грунт буровая могла только в одном месте в районе Южных Ягр на расстоянии около шестидесяти метров от берега. Перспективные трудности с подачей сред на заказ и доставкой на него рабочих заставили предприятие искать более рациональные варианты. Расчеты показали, что подготовка донного грунта в районе набережной, где достраивается СПБУ, к приему колоссальных нагрузок является наилучшим решением. Десятки тонн песка и гравия, отсыпанные на дно Никольского рукава, сформировали два подводных основания, на которые предстояло завести «Арктическую». Результаты пробных бурений, тщательно исследованные специализированными научными организациями, показали, что, несмотря на возможность серьезного (до семи метров) заглубления опор в грунт, операция по подъему СПБУ выполнима.
22 октября СПБУ начала движение на точку постановки. В наводке буровой на подготовленное место участвовал практически весь буксирный флот не только «Звездочки», но и Севмаша. Допустимое отклонение в наводке «Арктической» не должно было превышать 25 сантиметров, поэтому работа буксиров, осложненная речным течением, контролировалась лазерными и оптическими устройствами. По-адмиральски четко и оперативно распоряжался работой судов капитан предприятия Николай Андреев, руководивший этим многочисленным буксирным флотом. В результате слаженной работы экипажей и контрольно-измерительной группы буровая с ювелирной точностью встала на подготовленное место. Но это еще полдела. Стопроцентной уверенности в том, что грунт прочно удержит все пятнадцать тысяч тонн веса СПБУ, не было. Поэтому результат операции зависел от того, насколько точно удастся удержать буровую в правильном положении по дифференту и крену при подъеме. Руководил сложнейшими операциями по спуску опор, дифферентовке заказа и подъему буровой над водой сдаточный механик СПБУ Евгений Макаров. Почти двое суток он обеспечивал работу полутора сотен человек, занятых в постановке буровой на опоры. Не покидал СПБУ в ходе всей операции и представитель проектанта — заместитель генерального конструктора ЦКБ «Коралл» Анатолий Лазуренко. Конечно, в будущем такие операции будут занимать несколько часов, но сегодняшний случай — особый. Для буровой прошедшая операция, словно первые шаги для ребенка — неумелые и осторожные, отсюда и ее длительность.
Вопреки тревожным опасениям «Арктическая» встала на сложное дно как на фундамент. Обследование дна по завершении операции показало, что заглубление опор в грунт не превысило 20 сантиметров. Поскольку подготовка к операции велась в расчете на значительно большие трудности, такого результата не ожидал никто.
Сегодня СПБУ «Арктическая» возвышается над водой на пятиметровой высоте. Двадцать метров удаления от причала не помеха для ритмичной работы строителей. В течение ближайших двух месяцев им предстоит восстановить потрепанные временем конструкции днища, завершить сварку подводной части стыков аутригеров, выполнить ремонт донной арматуры и предъявить работы Морскому Регистру.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Первый шаг «Арктической»
Дата публикации: 12 ноября 2009

Автор(ы): Евгений Гладышев   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 15
Рубрика статьи: Судостроение

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia