Умейте же смотреть, считать, проверять. Фото В. Бербенца
Умейте же смотреть, считать, проверять. Фото В. Бербенца

Это называется обманом

Поговорим об обсчёте и качестве

На стенде для покупателей в продовольственном магазине «Артель» по ул. Ломоносова, 16 много полезной информации: выписки из закона РФ «О защите прав потребителей», Правила торговли, номера телефонов руководителя торговой компании, отдела Роспотребнадзора. Есть и специальная ячейка для книги отзывов. Только нет самой книги.


История двух жалоб
А в нее мне как раз и хотелось заглянуть: что же ответили В.И. Поповой, написавшей жалобу 11 декабря.
Потребительскими знаниями вооружает посетителей и стенд в продовольственном магазине «Бригантина» по ул. Комсомольской, 11. Книга отзывов на видном месте здесь тоже не просматривается. Впрочем, В.З. Сириков, который обратился в редакцию и поделился горьким опытом, связанным с этим предприятием торговли в начале декабря, устраивать переписку через книгу не собирался и ее не просил. Он только хотел на вполне законных основаниях вернуть приобретенные здесь перцы с мясным фаршем, где были обнаружены черви, получить уплаченные деньги в сумме ста с небольшим рублей или поменять покупку.
В письме в редакцию В.И. Попова рассказывает: «В магазине «Артель» покупала холодец, ценник на нем 89 рублей, а касса пробивает сумму совсем другую — 109 рублей. На мои претензии кассир отреагировала довольно своеобразно: мол, такая уж программа заложена в кассовый аппарат компьютером, 89 рублей не пробивается. Я, смекнув, какие сливки могут сниматься с каждой покупки, решила побороться за справедливость. Стала писать в книге отзывов жалобу, а вокруг встали работники магазина, ругают меня на чем свет: «Скандалистка, к нам больше не ходи... Можно подумать, сама очень честная...» Дальше цитировать — покраснеет авторучка, за свои 60 лет я такой брани еще не слышала».
В случае с В.З. Сириковым обошлось без брани. Он принес в магазин не замороженный полуфабрикат, а уже приготовленный, прямо с обеденного стола. Семья ела фаршированные перцы, не приглядываясь к ним. Лишь невестка Сириковых внимательно рассматривала кусочек на вилке. То, что она увидела в мясном фарше, сразу отбило аппетит. «Тогда я взял эти перцы и с чеком в руках пришел в «Бригантину». Продавец отказалась произвести возврат или обмен, связалась по телефону с директором. Та, выслушав суть претензии, назначила мне встречу на следующий день».

Программа сбивается — цена поднимается?
Вначале я решила побеседовать с заведующей магазином «Артель» Т.А. Попковой. Татьяна Альбертовна не отрицает: жалобу В.И. Поповой помнит. Только покупала Валентина Иосифовна не холодец, а рульку. Но это неважно. Важнее другое сообщение из уст заведующей: «В январе был сбой компьютерной программы в общероссийском масштабе. Сегодня этот недостаток устраняется, программы, введенные в кассы, подлежат обмену в порядке очереди».
Но наш-то случай относится к декабрю. Выходит, «сбой» уже не первый месяц. И что же — все покупатели необъятной нашей страны терпят обсчеты, словно перевелись грамотные люди, которые способны защитить свои интересы? В Одессе бы на это сказали: «Я с вас смеюсь». В разных регионах и даже в разных торговых точках отдельно взятого города цены на одни и те же продукты разные, как и качество, сорт, а также условия выработки, экономические расчеты, ожидания производителей. В компьютер вводит накладную с указанием стоимости товара конкретный человек, а не автомат. Кто может поручиться, что программы с увеличением цены вводятся в кассы не преднамеренно?
Об этом газета выступает не впервые (читайте «СР» от 26 ноября, «У нас дешевле». Или дороже?»).

Чем фаршировали перцы
Чуть ли не в каждом выпуске потребительской страницы ведется речь и о качестве товаров, в том числе продуктов. И наш читатель В.З. Сириков в определенном смысле тоже продолжает разговор. Его очень возмутило, что в магазине «Бригантина» начали с ним спорить: «В перце не черви, а личинки». Будто это меняет дело. Впрочем, может и меняет: личинки мельче, наверное, считаются более безобидными. Или вовсе безобидными. А то и деликатесом, раз не вернули деньги. В таком случае должны были назвать продукт своим именем: «Перцы, фаршированные мясом с личинками». Владимир Захарович на следующий день на встречу, которую ему назначила директор магазина В.В. Стрелкова, не пришел. В этот же день он встретился, но не с Верой Васильевной («Потребительская правда на моей стороне, так почему же мне устраивают волокиту?»), а со специалистом-экспертом отдела Роспотребнадзора А.А. Рязановой, показав ей перцы. И очень недоумевал, когда через энное время получил ответ из надзорного органа: «Индивидуальному предпринимателю и работникам магазина «Бригантина» разъяснена необходимость улучшения качества обслуживания покупателей, неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации». По мнению В.З. Сирикова, эти «меры» — настоящее издевательство над человеком, который ищет защиту в надзорном органе федерального уровня.
«Если уж не могут наказать за продажу червивых продуктов, то хотя бы обязали вернуть деньги, извиниться перед потребителем, как подразумевает цивилизованная торговля. У нас же как в средние века».

Правительство сказало: «Отстаньте»
...Заведующая магазином «Артель» Т.А. Попкова книгу отзывов так и не нашла. И ее подчиненные не нашли. Впрочем, она уже не требовалась, мне на словах сказали, что В.И. Поповой, как и положено, дан ответ на обороте листа с жалобой. Если бы Валентина Иосифовна прочитала, то, наверное, не меньше Владимира Захаровича была бы разочарована. Заведующая повторила то, что уже слышала я: сумма в чеке завышена из-за сбоя в программе. Позже, когда я задам вопрос специалисту-эксперту отдела Роспотребнадзора А.А. Рязановой, она обобщит: «Разночтение на ценнике и в кассовом чеке называется обманом потребителя».
А теперь снова переключимся на «Бригантину». Директор магазина В.В. Стрелкова сказала, откуда поступают фаршированные перцы: из фирмы «Чисар» Кудиновской мясной компании (г. Москва). Вера Васильевна считает, что червячки вовсе не мясные, а овощные, как, в яблоках (интересно, как они попали в мясной фарш? — ред.). Но какого бы вида они ни были, наличие червей и личинок на нашем столе нельзя назвать нормальным явлением. Мы же не в Китае, где едят тараканов и саранчу. С другой стороны, кто может сказать наверняка, что мы едим, покупая неизвестно чем начиненные полуфабрикаты, неизвестно из чего изготовленные колбасы?
Незадолго до нового года ко мне приходил покупатель, рассказывал, как отравился пельменями. «Весь день рвало. Накануне кроме пельменей ничего другого не ел, без отвращения думать о них не могу, в животе до сих пор мяукает...»
Не стоит удивляться, если завтра у кого-то в животе «залает». Плановые проверки в магазинах сегодня проводятся еще реже, чем раньше, — раз в три года. Но даже о таких редких проверках органы надзора должны уведомлять торговые точки заранее. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» еще больше ограничил и без того ограниченные рамки государственного контроля. Теперь в некоторых случаях проверять магазины можно только с согласия прокуратуры. На защиту предпринимателей направлены и другие нормативные документы. Это можно считать ответом на вопрос В.З. Сирикова о мягких «мерах».
Не стоит цитировать выдержки из документов, достаточно послушать выступления первых лиц государства — они о том же: не досаждать предпринимателям контролем, пусть работают спокойно. Вот они и работают. В основном изготавливают продукты не по ГОСТу, а по ТУ, то есть по техническим условиям, которые позволяют их производства. Одни работают добросовестно, другие — как умеют. Как получается. Или как хотят. Но хочется всегда взять побольше. Можно настраивать на обман кассовые аппараты, весы. Или закатывать в пельмени «нечто» из ряда вон выходящее. А покупатель, во имя того чтобы не повторилась ситуация с пустыми прилавками 90-х годов, должен терпеть.
Правительство оберегает предпринимателей от контроля. А потребители пусть берегут себя сами. Как получится. Как умеют.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Это называется обманом
Дата публикации: 11 февраля 2010

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: В защиту потребителя

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia