Броневой капитан Котов

Он принимал первую АПЛ

Павел Григорьевич Котов. Это имя известно в нашем городе немногим. А между тем он является почётным гражданином Северодвинска. Не так давно большая группа известных адмиралов, корабелов, учёных в области судостроения обратилась к мэру города с предложением увековечить имя П.Г. Котова в топонимике нашего города. В частности, предлагается присвоить его имя кадетской школе № 10. Письмо на имя Михаила Гмырина подписали адмиралы флота В.Н. Чернавин, А.И. Сорокин, И.М. Капитанец, Ф.Н. Громов, К.В. Макаров, адмирал Ф.И. Новосёлов, вице-адмиралы И.И. Тынянкин, М.К. Барсков, академики Российской академии наук И.Д. Спасский, В.М. Пашин, В.Г. Пешехонова, И.В. Горынин, крупные руководители судостроения А.И. Макаренко и В.Н. Пялов, члены семьи адмирала П.Г. Котова.
Кто же вы, адмирал Котов? На этот вопрос отвечает в предлагаемой статье крупный морской военачальник.


Корабел из Питера
Павел Григорьевич Котов родился 3 января 1911 г. Имя его было широко известно на всех флотах и флотилиях советского ВМФ и на большинстве предприятий оборонной промышленности. Вся его служебная деятельность была связана со строительством кораблей и созданием систем вооружения.
Потомственный судостроитель, он начал свою трудовую деятельность учеником разметчика на Адмиралтейских верфях в Ленинграде, на которых трудились его отец и братья. Свою работу он сочетал с учебой на рабфаке, вступил в партию. По путевке райкома партии поступил в 1933 году в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, которое окончил в 1938 году с дипломом инженера-кораблестроителя.
Время было сложное, непростым оказалось и назначение П.Г. Котова по службе. Ему, коммунисту и отличнику учебы, предлагалась служба комиссаром, место в спецорганах, но он отказался, так как стремился к инженерной работе по специальности. В результате Павел Котов оказался в Мариуполе военпредом на металлургическом заводе. Через четыре месяца был переведен в Ленинград младшим военпредом на Балтийский завод, где строились легкие крейсеры. В 1939 году он назначается старшим военпредом, а в июле 1940 года — районным инженером военных представительств на Балтийском судостроительном заводе и Ижорском металлургическом, который изготавливал и поставлял броневые листы, необходимые для строительства артиллерийских башен и бронирования крупных надводных кораблей.

Броневой пояс для блокадного Ленинграда
В годы блокады Ленинграда группа военпредов, которую возглавлял Павел Григорьевич, проявила инициативу, предложив использовать броневые листы, хранящиеся на заводах, для создания артиллерийских и пулеметных огневых точек на ближайших рубежах обороны города. Чрезвычайная комиссия по защите рубежей города одобрила это предложение и создала оперативную группу во главе с П.Г. Котовым.
Группа отобрала плиты, разработала эскизы броневых установок, организовала изготовление деталей и их сварку на заводах города и монтаж непосредственно на местах. Всего изготовили более 8000 броневых установок 40 типов, в том числе 363 для артиллерии, 1761 для пулеметов, 588 для противотанковых ружей. Практически вокруг города был создан броневой пояс, сыгравший серьезную роль в обороне города, а П.Г. Котова стали называть «броневой капитан». В это же время он активно участвует в организации аварийного ремонта линкора «Октябрьская революция», крейсеров «Киров» и «Петропавловск», эсминца «Сторожевой», в развертывании строительства тральщиков-сторожевиков, сыгравших большую роль в разминировании вод Балтийского моря.

В наркомате ВМФ
В июле 1943 года его переводят в столицу на должность начальника отдела Главного управления кораблестроения ВМФ. Через три месяца по решению адмирала Л.М. Галлера, заместителя наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению, Павел Григорьевич был командирован в поселок Сосновка Вятско-Полян-ского района Кировской области, где он работал вместе с начальником главка наркомата судостроения Я. Мыцким. Здесь, на берегу реки Вятки, под их руководством был построен цех и организовано строительство деревянных катеров-охотников за подводными лодками проекта ОД-200 и в этом же корпусе торпедных катеров проекта ТД-200. На реке была создана мерная миля, на которой проводились заводские ходовые испытания. Через три месяца первые катера были отправлены в Поти, где проводились государственные испытания и передача катеров флоту. В 1944 году П.Г. Котов принимает участие в испытании легкого крейсера «Каганович» и СКР «Буревестник», первенцев судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре.
В 1944 году наркомат ВМФ по указанию И.В. Сталина развернул работу по подготовке Программы военного кораблестроения на период 1946—1955 гг. (ПВК-46). По распоряжению наркома Н.Г. Кузнецова флоты представили свои предложения о том, какой состав кораблей нужен флоту. Рассмотрение этих предложений организовали по секциям, одну из которых, секцию по крупным надводным кораблям (линкоры, тяжелые крейсеры и авианосцы), возглавлял командующий Тихоокеанским флотом И.С. Юмашев, а П.Г. Котов, как он рассказывал, был секретарем этой секции. В декабре 1945 года ПВК-46 была утверждена, а в октябре 1946 года утвержден план важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, обеспечивающих строительство флота.
П.Г. Котов, работая в Главном управлении кораблестроения, являющимся генеральным заказчиком проектирования и строительства кораблей, постоянно находился в гуще этих событий. Обладая настойчивым характером и стремясь постоянно к освоению всего нового в кораблестроении, он пользовался авторитетом как специалист и уверенно продвигался по служебной лестнице: 1946 год — заместитель начальника управления надводных кораблей; 1950 год — начальник УНК; 1952-й — первый заместитель начальника ГУК. В эти годы успешно реализовывались планы строительства кораблей: на четырёх заводах строились лёгкие крейсеры проекта 68-бис, на пяти — эсминцы проекта 30-бис, на четырёх — подводные лодки проекта 613.
На П.Г. Котова обратили внимание в ЦК партии, и в январе 1953 года он был назначен, помимо его желания, заместителем секретаря комиссии по обороне при Президиуме ЦК КПСС. Председателем комиссии был Н.А. Булганин. После смерти И.В. Сталина комиссия была расформирована, Булганин назначен министром обороны, оставаясь и заместителем Председателя Совета Министров СССР. Несмотря на просьбу П.Г. Котова отпустить его обратно на незанятую должность заместителя начальника ГУК, Н.А. Булганин назначил его адмиралом для поручений — помощником министра обороны по ВМФ.

В помощниках министра обороны
На этой должности П.Г. Котов внес существенный вклад в определение облика первого отечественного подводного атомохода. Инициаторами создания АПЛ выступили ученые-атомщики И.В. Курчатов, А.П. Александров и Н.А. Доллежаль, которых поддержал зампред Совмина В.А. Малышев. Доклад и проект постановления о строительстве АПЛ были представлены И.В. Сталину, который 12 сентября 1952 года их рассмотрел и подписал. Постановление предусматривало создание двух АПЛ. Первая АПЛ проекта 627 (К-3) — главный конструктор инженер-капитан I ранга В.Н. Перегудов, на атомной энергетической установке, в которой в качестве теплоносителя использовалась вода под высоким давлением, — главный конструктор Н.А. Доллежаль, научный руководитель проекта академик А.П. Александров. Вторая АПЛ проекта 645 (К-27) — главный конструктор А.К. Назаров, создавалась на АЭУ, в качестве теплоносителя в которой использовался сплав свинец-висмут, — главный конструктор В.В. Стекольников, научный руководитель академик А.И. Лейпунский.
Работы по проектированию обеих АПЛ выполняло специально созданное в Ленинграде СКБ-143. Заказчиком работ было определено Первое Главное управление Совета Министров СССР. Общий контроль и ответственность за соблюдение режима особой секретности работ по всему атомному проекту была возложена на В.А. Малышева. В июле 1954 г. технический проект К-3 и текст постановления Совмина о его утверждении были представлены на согласование Н.А. Булганину, который поручил П.Г. Котову подготовить заключение. Проект предусматривал вооружение АПЛ одной большой торпедой (длина более 20 метров и диаметр более 1,5 метра) с мощным ядерным зарядом. Проект не был согласован с ВМФ, так как его представители не были допущены к работам. П.Г. Котов проявил завидную настойчивость и добился у В.А. Малышева допуска представителей флота ко всем работам по АПЛ. По требованиям ВМФ проекты обеих АПЛ были откорректированы, изменено их назначение и предусмотрено их вооружение в виде восьми стандартных торпедных аппаратов с торпедами диаметром 533 мм.
Как помощник министра Павел Григорьевич видел, что Булганин не очень вникает в проблемы флота, а доклады главкома ВМФ практически не читал и положение дел на флотах не очень знал. П.Г. Котов проявил и здесь инициативу, сумел при поддержке главкома Н.Г. Кузнецова организовать ряд поездок Н.А. Булганина на Черноморский и Северный флот, в ходе которых министр многое увидел и принял ряд решений о развитии инфраструктуры флотов, для решения которых созданы необходимые строительные мощности. После поездки Н.С. Хрущева, Н.А. Булганина и А.И. Микояна в Китайскую Народную Республику они посетили в сопровождении Главнокомандующего войсками на Дальнем Востоке Р.Я. Малиновского и Главнокомандующего ВМФ Н.Г. Кузнецова Тихоокеанский флот, побывав в Порт-Артуре и Владивостоке, выходили на кораблях в море. Все эти посещения способствовали проявлению большего внимания руководителей партии и правительства к проблемам флота.
Непростым для П.Г. Котова был период 1954—1955 годов, когда руководство страны рассматривало Программу военного кораблестроения на период 1956—1965 гг. (ПВК-56). Многократное рассмотрение и откладывание утверждения ПВК высшим руководством страны привело к инфаркту Н.Г. Кузнецова. П.Г. Котов рассказывал о своих переживаниях, пытался как-то повлиять через министра обороны, а затем и через Председателя Совмина СССР Н.А. Булганина на ситуацию, но безрезультатно. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев был увлечен ракетами и настаивал на массовом их внедрении на корабли. Против такого подхода никто из руководителей флота, прежде всего главнокомандующий Н.Г. Кузнецов, не возражал, но ракет для надводных кораблей и подводных лодок, предлагаемых для проектирования, не было, создание их находилось ещё на этапе поисковых работ.
В середине октября 1955 года Н.С. Хрущев и министр обороны Г.К. Жуков с участием ряда членов Президиума ЦК КПСС провели совещание в Севастополе с командованием Черномор-ского флота, командирами кораблей и соединений.
П.Г. Котов присутствовал на этом совещании и рассказывал, что большинство офицеров флота высказались за широкое внедрение ракет на корабли, катера и подводные лодки. Н.С. Хрущев и Г.К. Жуков выразили удовлетворение результатами совещания и высказывали свое видение роли флота в системе обороны страны. Результаты совещания послужили основой для работ по выработке планов развития ВМФ.
В конце октября 1955 года произошло трагическое событие: от мощного подводного взрыва на стоянке в Севастопольской бухте утонул линкор «Новороссийск». При этом погибло около 600 человек. Это был тяжелейший удар для ВМФ. Последовали и оргвыводы, в том числе Н.Г. Кузнецов освобождён от должности Главнокомандующего ВМФ, снижен в звании до вице-адмирала и уволен со службы.

Под началом Горшкова

В начале января 1956 г. адмирал С.Г. Горшков был назначен Главнокомандующим ВМФ, и всё последующее строительство флота связано с его именем. В течение 1956—1957 гг. был проведён ряд совещаний в Минобороны и правительстве по уточнению задач флота, отработке планов проектирования и строительства кораблей на период 1959—1965 гг. В этой работе принимал активное участие П.Г. Котов, назначенный в 1957 г. на должность заместителя начальника кораблестроения и вооружения ВМФ. ПВК-59 была утверждена в декабре 1958-го. Это была первая победа молодого главкома ВМФ С.Г. Горшкова.
В 1958 г. П.Г. Котов назначается заместителем председателя правительственной комиссии по испытаниям первой АПЛ К-3, построенной в Северодвинске, в ходе которых были подтверждены основные параметры АПЛ, но были выявлены достаточно серьезные замечания по качеству и ресурсам отдельных узлов и механизмов главной энергетической установки, что не позволило принять АПЛ в боевой состав флота. По предложению академика А.П. Александрова комиссия рекомендовала передать АПЛ флоту в опытную эксплуатацию, что и было утверждено правительством.
Вторая половина 1960 г. для П.Г. Котова снова явилась серьезным экзаменом. Судостроительный завод имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре строил первую для завода и головную в серии АПЛ проекта 659 с крылатыми ракетами П-5 для поражения наземных целей. Строительство АПЛ шло трудно, много было технических и организационных вопросов. Под угрозой был установленный правительством срок сдачи АПЛ в состав флота в 1960 г. По просьбе руководителей Хабаровского края решением Минсредмаша, Госкомитета по судостроению и ВМФ в Комсомольск-на-Амуре были командированы конструкторы АПЛ, АЭУ и от флота П.Г. Котов. В середине сентября все узкие места были устранены, и атомная энергетическая установка была подготовлена к пробному пуску, проведенному под руководством академика А.П. Александрова.
В конце сентября АПЛ в специальном транспортном доке вместе с группой специалистов, в том числе Александровым и Котовым, была переведена в Татарский пролив. В районе бухты Де Кастри АПЛ была выведена из дока и совершила самостоятельное плавание, а затем заводские испытания прошли в Японском море. В ходе испытаний были выявлены серьезные замечания по технике, на устранение которых ушло немало времени. На государственные испытания ПЛ вышла только 31 декабря 1960 г., и П.Г. Котов свое 50-летие отметил в море на борту АПЛ. Испытания были закончены в апреле 1961 г. Эти два примера свидетельствуют о том, как работали, выражаясь нынешним лексиконом, чиновники в советское время. Для них главным было дело и его результаты, а не денежные потоки и личный интерес.
В течение 15 лет службы в высших партийных, военных и правительственных органах власти П.Г. Котов имел возможность общаться и взаимодействовать с выдающимися учеными, конструкторами, руководителями предприятий, видными партийными и государственными деятелями и приобрести бесценный опыт взаимодействия с людьми, государственного подхода при решении крупных вопросов с промышленностью. И вполне закономерным стало его назначение в 1961 г. заместителем главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению — высшая инженерная должность во флоте, которую он исполнял более 20 лет.

Черты характера и стиля

Павел Григорьевич обладал высокой и результативной работоспособностью. Все его помыслы и действия были направлены на решение вопросов кораблестроения. Процесс создания корабля, начиная с поиска его облика, проектирования и завершая государственными испытаниями, являлся для него чем-то святым. Он жил этим, не было ни одного случая, чтобы он в служебное время вел разговоры на отвлечённые темы. Спуск каждого корабля на воду он сравнивал с рождением ребенка, на спуске крупного корабля или выводе из дока головной АПЛ старался лично присутствовать.
К подчиненным он относился внимательно и проявлял заботу об их профессиональном и служебном росте. С товарищами по работе у него были доверительные отношения, с руководителями министерств товарищеские. Все вопросы строительства кораблей и создания систем вооружения решались на принципиальной основе, он умело и настойчиво отстаивал интересы флота. Его стиль разговора, умение отстаивать свое мнение, уважительное отношение к собеседнику, строгость и ясность доклада служили наглядным примером для многих. К подчиненным ему начальникам заказывающих управлений он относился с большим доверием, он высоко оценивал их роль и главную ответственность за создание системы вооружения, проектирование и строительство кораблей. Он высоко ценил труд проектантов кораблей и создателей систем вооружения, умело вел рассмотрение представленных проектов кораблей, ракетных комплексов и других систем вооружения, предоставляя возможность высказывать свое мнение представителям флота, строго и принципиально оценивал представленные материалы.
П.Г. Котов всегда стремился быть в курсе хода испытаний кораблей, пусков ракет. Каждую неудачу на испытаниях он воспринимал близко к сердцу и требовал тщательного расследования причин неудачи и принятия мер. Павел Григорьевич имел большой авторитет в Главкомате ВМФ, среди судостроителей и представителей других отраслей промышленности, к нему относились с большим уважением и доверием Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, руководители оборонно-промышленного комплекса страны. Родина высоко, вполне заслуженно, оценила его вклад в строительство современного флота. Он удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, награжден многими орденами и медалями СССР и ряда зарубежных стран. Он был очень благодарен за присвоение звания Почётного гражданина Северодвинска.
Уйдя в отставку в марте 1986 г. в возрасте 75 лет, он продолжал интересоваться ходом строительства кораблей, тяжело переживая результаты перестройки, развал Союза, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Он до конца своих дней оставался коммунистом, находясь в партии более 70 лет. Вклад адмирала П.Г. Котова, выдающегося военного инженера-кораблестроителя, в строительство океанского атомного ракетно-ядерного флота в течение 50 лет достоин того, чтобы его имя было присвоено одному из строящихся кораблей ВМФ России.
Умер Павел Григорьевич Котов 12 января 2007 года.
Адмирал Ф.И. Новосёлов, заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению в 1986 — 1992 гг.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Броневой капитан Котов
Дата публикации: 4 августа 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Вооруженные силы, Судостроение

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia