Доля Бездольного


«Если б он жил сейчас, был бы в «Камеди Клаб». Но в своём стиле»


Однажды...
Приехал с концертом в один из клубов на Дальнем Востоке коллектив из Северодвинска — агиттеатр «Северянка». А у клуба объявление: «Вокально-инструментальный ансамбль «Северянка». В зале одна молодёжь, и все ждут не агиттеатр, а ВИА — в те годы они только-только входили в моду. Что делать?

Спас положение руководитель «Северянки» Георгий Бездольный. Он обратился к залу:
— Извините, пожалуйста, но наши вещи отправили не тем рейсом. Сюда привезли один баян, а гитары и другие инструменты неизвестно когда подъедут. Мы попробуем так, с баяном.
— В первом ряду сидел парень (по виду местный лидер) с усмешкой на лице, в шапке, ноги на переднем сиденье, — вспоминает один из артистов А. Лебедев. — Мы начали. Минут через 15 этот парень ноги опустил на пол. Потом шапку снял. В конце он первый вскочил и стал аплодировать. И весь зал поднялся.

Директор без диплома
Со дня рождения Георгия Вениаминовича Бездольного (1921 — 1979), директора Дома техники (ДИТР) Севмаша с 1962 года и руководителя прославленного агиттеатра «Северянка» ДК им. Ленинского комсомола (сейчас Дом корабела), 18 августа исполнилось 90 лет.

О юбилее Бездольного в редакцию сообщил нынешний директор ДИТРа Владимир Ведерников. Вот что он рассказал:
— Когда я пришёл сюда работать, конечно, знал, что одним из моих предшественников был легендарный Георгий Бездольный. В 2003 году приходит ко мне один из ветеранов Севмаша: «Знаете, в каком состоянии могила Бездольного?» Через некоторое время позвонила по этому же поводу начальник управления культуры В.А. Потапова. Я поехал на кладбище, взяв с собой топор и грабли. Памятник гранитный, оградка из цепей. Но портрет с памятника упал и лежал в траве, которой заросла могила; одна из осинок умудрилась прорасти в звено цепи, представляете? Но поразило меня другое. Пока я занимался могилой, три пожилые дамы подошли ко мне. Каждая из них говорила примерно следующее: «Слава Богу, появился кто-то, кто ухаживает за Георгием Вениаминовичем. Это такой хороший человек был, если бы вы знали!».

Получив с помощью Ведерникова информацию из кадровой службы Севмаша, я узнала, как москвич Бездольный попал к нам в город — он сидел в Ягринлаге. А факт, ошеломивший меня, состоял в том, что руководитель коллектива, выступавшего даже в Кремле, имел образование 9 классов и курсы шофёров, и всё!!!

Рассказать о Бездольном я попросила бывших участников агиттеатра «Северянка» — актёра Михаила Миселю, музыканта Валентина Кретова, ветерана культурно-массовой работы Анатолия Лебедева.
— Что за человек был Георгий Вениаминович?
М. Миселя. Замечательный человек. Великолепный администратор и режиссёр, сценарист и актёр.
В. Кретов. Человек всероссийского масштаба. Сколько у него было связей! Добрый, отзывчивый, но когда надо — крутой, дисциплину держал и для дела мог поставить на место любого. Мы с ним дружили, он для меня как отец, учитель был. Я и музыку стал писать благодаря ему. Знания у него были энциклопедические. Кроссворды разгадывал моментально, имел отличную библиотеку. Чтобы писать хорошие сценарии, надо много знать. Он делал зрелищные и интересные праздники на площади Победы («Русская зима» и другие), стоял у истоков северодвинских юморин.

За что?
В автобиографии Георгий Вениаминович написал о себе: «В 1939 году после окончания учёбы в средней школе № 170 г. Москвы поступил работать слесарем в паровозное депо им. Войкова... Окончил курсы шофёров и перешёл работать шофёром в Управление военспецчастей... В 1940 г. был призван в армию, служил в погранвойсках. После демобилизации вновь поступил работать в Управление военспецчастей на должность начальника секретариата».

Из Регионального управления ФСБ России нам сообщили, что Бездольный был осуждён летом 1943 года по статьям 77, 72 ч.1, 58-14 к 10 годам лишения свободы. Освобождён 29.04. 1953 по амнистии.

Статья 58 — та самая, политическая. Статья 72 — подделка удостоверений и иных документов (лишение свободы на срок до трёх лет). Статья 77 — самовольное присвоение себе звания или власти должностного лица (до двух лет). Если в молодости Бездольный действительно что-либо подделал или присвоил, то расплатился за это сполна. Он вышел на свободу, не отбыв до конца 10-летнего срока всего полтора месяца.

М. Миселя предположил, что именно лагерь стал «университетом культуры» для Бездольного:
— В лагере он играл в оркестре, писал сценарии, вёл конферанс вместе со знаменитым Климовым, исполнял злободневные частушки. В общем, занимался активной творческой деятельностью. Он не рассказывал, за что сидел, но говорил, что люди в лагере были великолепные, в том числе писатели, композиторы, актёры, певцы, люди кино — цвет творческой интеллигенции.

Удалось отыскать в архивах письмо 1953 года в Молотовский горком КПСС от коллектива эстрадного оркестра кинотеатра «Родина» — среди подписей фамилия Бездольного. Из письма ясно, что оркестр играл не только в кинотеатре, но и в театре драмы, а также выступал на официальных меро-приятиях, например для делегатов городской партконференции.

Ещё один документ — программа концерта эстрадного оркестра клуба им. Горького 24 августа 1957 года в Архангельске на торжественном собрании в честь 50-летия советских профсоюзов. В программе 11 номеров, в том числе сатирические куплеты и интермедии. Ведущие — Георгий Бездольный и Олег Климов, руководители оркестра Б. Грихно и А. Соколов.

После освобождения Бездольный работал на заводе контролёром ОТК, с 59-го по 62-й год — техником-смотрителем ЖКО. Есть записка на имя директора завода Е.П. Егорова, датированная 59-м годом: «Учитывая подготовку к (сдаче в) эксплуатацию строящегося Дома культуры и стремясь к организации народного театра, было бы весьма полезным... рассчитывать на т. Бездольного в перспективе».

«Полный вперёд!»
Осенью исполнится 55 лет агиттеатру «Северянка», первое представление которого состоялось в клубе им. Горького 5 ноября 1956 года. Основатели коллектива — Маргарита Тамменен и Евгений Зюков.

Первый столичный триумф «Северянки» и Бездольного был в 1961 году: программа «Весёлый теплоход» (авторы Б. Южанин и Г. Бездольный) получает бронзовую медаль ВДНХ. Через шесть лет «Северянка» с программой «Полный вперёд!» (автор Г. Бездольный, режиссёр М. Тамменен) становится лауреатом Всероссийского смотра агитбригад в Петрозаводске и Всесоюзного фестиваля в Москве; выступает в Казахстане перед тружениками целины, шахтёрами, металлургами. Далее — что ни год, то высшие награды всероссийских и всесоюзных смотров и фестивалей. География поездок «Северянки» — от Лиинахамари до Ялты, от Ленинграда до Комсомольска-на-Амуре.

Всё под контролем
А. Лебедев. Программы он продумывал так, чтобы радовались все — от рабочего до академика. Много персонажей, много юмора, слова параллельно с действием.
В. Кретов. Если из программ «Северянки» выбросить агитку (партия, комсомол, ударный труд, всё это у нас было), то остаётся жанр очень интересный — примерно то, что пыталась впоследствии делать компания «Балагуры». «Северянка» была агиттеатром с большой программой в двух отделениях. Только живой звук, ни фонограмм, ни микрофонов — один баян.
Все программы, которые мы делали, нужно было утвердить: худсовет, партком, особый отдел, горком, обком — все они нас контролировали. Не забуду, как мы собирались на смотр в Ленинград. Комиссия сказала: «Всё нормально, но здесь, здесь и здесь надо переделать». А завтра выезжать. Мы всю ночь с Бездольным сидели. Всю ночь! Утром ребят собрали, заново отрепетировали и показали комиссии. И поехали.

Розыгрыши
Солидный Бездольный был хохмач и любитель розыгрышей.
М. Миселя. Едем на гастроли. В купе заходит Шурик Шмелёв (он у нас один из ведущих был, песни писал), начинает рассказывать и жестикулировать. Бездольный сидит за столом, а под ним ручка от радио была. Он незаметно то погромче сделает, то потише — до тех пор, пока Шмелёв не обратил внимание, что радио вроде бы реагирует на его движения. Бездольный говорит: «Шурик, какое у тебя биополе сильное, на радио действует! Ну-ка сделай рукой вот так». Тот делает — радио громче. «Шурик, может, на тебе что-то металлическое есть? Убери». Тот ключи из кармана выложил, снял ремень с пряжкой. Поверил! Мы сначала тоже поверили, а потом поняли и стали Бездольному подыгрывать. И это продолжалось, пока мы были в силах сдерживать смех.
В. Кретов. Сидим вечером после концерта в гостинице в Комсомольске-на- Амуре. Бездольный говорит Володе Шилову: «Ты что всё в засаде сидишь? Тебе Люда нравится? Давай мы тебя женим». Идём к девчонкам. Бездольный начинает: «Люда, мы тебе привели жениха. Он перспективный мужик, в юридическом учится». Слово за слово, он её так заговорил! «Люда, ты подумай! Если ты согласишься, мы объявляем комсомоль-ско-молодёжную свадьбу». И вот на концерте, а Володя и Люда ещё ни сном ни духом, представитель местного завода объявляет: «Мы узнали, что будет свадьба, и дарим молодожёнам стиральную машину». Привезли мы оттуда с собой эту машину. Дома сыграли комсомольско-молодёжную свадьбу, её показывали по телевидению. И хорошая семья получилась.

Человек-легенда
Георгий Вениаминович скончался 31 мая 1979 года в Москве. Его кремировали, и первое многолюдное прощание было в столице; там присутствовали М. Тамменен, М. Миселя, Р. Мальцев, В. Шилов. Они привезли прах Бездольного в Северодвинск, и в ДИТРе состоялось второе прощание, ещё более многолюдное.

...Мы приехали поклониться Бездольному на старое кладбище с В. Ведерниковым. Подошла женщина и сказала, что такого человека, как Бездольный, будет помнить всегда. Разговорились.
— Со студенческих времён, когда мы ходили в ДИТР, для нас это был настоящий Дом, нет, Дворец Культуры, где мы занимались в театральной студии, студии журналистики, посещали библиотеку, — рассказала Людмила Любимова. — Я была на концертах «Северянки» и даже помню в лицах весь её звёздный состав. Бездольный выходил на сцену в капитанской фуражке и командовал своим коллективом. Его спектакли всегда несли идею и сатиру на злобу дня, подхватывали темы и общесоюзного, и местного значения; присутствовали элементы КВН, театра миниатюр, эстрады.
— Это вам не «Камеди Клаб», — вздохнул Ведерников.
Людмила возразила:
— А мне кажется, если б он жил сейчас и был помоложе, он, может быть, тоже был бы в «Камеди Клаб». Но в другом, своём стиле.
Фото из архива В. Кретова

Дважды агиттеатр «Северянка» выступал в Кремлёвском Дворце съездов — на XIV съезде профсоюзов (1968) и XVII съезде комсомола (1974). Снимался на Центральном телевидении — в программе «А плюс Б» (1974). Кстати, ведущим той программы был знаменитый Александр Масляков, который потом приезжал на юбилей «Северянки» в Северодвинск. Три раза коллектив совершал длительные поездки в составе агитпоездов ЦК ВЛКСМ: в 1975 году — на строительство Байкало-Амурской магистрали на поезде «Комсомольская правда», в 1978-м — по Сибири на поезде «Молодогвардеец», а в 1980-м, уже без Георгия Вениаминовича, — по Нечерноземью.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала В. Ведерникова, В. Кретова, А. Лебедева, М. Лощилова, М. Миселю, М. Немцеву, В. Соколову.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Доля Бездольного
Дата публикации: 20 августа 2011

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia