Танки идут на таран


11 июля 1943 г., на седьмой день Курско-Орловского сражения, отборные танковые дивизии СС под руководством фельдмаршала Манштейна прорвали оборону советских войск на южном фасе Курской дуги. В Берлин ушло сообщение о том, что к следующему утру фашисты будут в Курске.


Тем временем представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал А.М. Василевский, получив согласие Сталина, забрал из резервного Степного фронта 5-ю гвардейскую танковую армию и приказал командующему армией генералу Ротмистрову любой ценой остановить эсэсовцев. 5-я гвардейская танковая армия была укомплектована танками «Т-34», которые уступали немецким «Тиграм» в огневой мощи, но имели превосходство в скорости и маневренности. Ротмистров тогда принял, наверное, единственно правильное решение — таранить немецкие танки, чтобы в ближнем бою уравнять огневые возможности. Василевский ободрил решение Ротмистрова, но запретил ему вести лично на таран свои танки.
12 июля в районе Прохоровки (ныне Белгородская область) произошло встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон сошлись около 1700 танков, а обоюдные потери уже к концу дня достигли почти 1000 боевых машин. В результате уже 13 июля фашисты потеряли способность к дальнейшему наступлению и получили приказ отойти на исходные позиции. Наши войска, имевшие значительные резервы, перешли в решительное наступление. Наше наступление было обеспечено не только количественным превосходством в танках, но также впервые за войну полным господством нашей авиации в воздухе, что привело к большому успеху. И хотя до конца войны оставалось ещё почти два года (на советско-германском фронте), фашисты ни разу больше не смогли организовать крупное наступление. Как всегда, по этому поводу образно выразился британский премьер У. Черчилль: «В июле 1943 года под Курском Красная Армия сломала кости фашистскому зверю».
И всё же было бы неправильно и несправедливо считать танковое сражение под Прохоровкой самой крупной танковой битвой Великой Отечественной войны, так как в начале войны на Киев-ском направлении произошло танковое побоище, в котором участвовало в два раза больше танков. Длилось это сражение более пяти суток, было проиграно Красной Армией, и, наверное, поэтому его не хотят вспоминать. Будет справедливо о нём коротко напомнить.
В 20-х числах июня 1941 года, когда 1-я германская танковая группа под командованием фельд-маршала Клейста стремительно продвигалась на Киевском направлении, Сталин командировал на Юго-Западный фронт генерала армии Г.К. Жукова с категорическим заданием — не пропустить фашистов к Киеву. Юго-Западный фронт имел в своём составе шесть механизированных корпусов, на вооружении которых было свыше трёх тысяч танков, в том числе недавно полученные две сотни новейших танков «Т-34» и «КВ-1». Жуков, уже имевший опыт успешного применения танков в боях с японцами на Халхин-Голе, приказал немедленно бросить бронекорпуса навстречу Клейсту.
24 июня в районах Дубны, Луцка и Ровно наши танки неожиданно атаковали фашистов и нанесли им огромный урон, что вызвало большое беспокойство в Берлине. Уже в первые дни сражения фашисты потеряли две сотни танков, что превысило их потери за всю Польскую кампанию. Большой урон понесла также немецкая моторизованная пехота, которая неоднократно обращалась в беспорядочное бегство. Однако летом 1941 года в воздухе господствовала немецкая авиация, а наши танки не имели радиостанций и средств противовоздушной обороны. В связи с этим опытному немецкому командованию удалось перехватить инициативу и лишить наши танки обеспечения горючим и боеприпасами.
На четвёртые сутки сражения начался разгром наших корпусов, потерявших способность маневрировать и вести огонь. Большинство наших танков были уничтожены пикировщиками «Ю-87». Несколько десятков танков были захвачены в исправном состоянии, и часть из них отправили в Берлин, где их осмотрел Гитлер, поручивший своим конструкторам создать немецкий аналог «Т-34». Так в 1943 г. на поле боя появилась немецкая «Пантера».
Несколько советских военачальников оказались в фашистском плену, а руководитель операции член Военного Совета фронта корпусный комиссар Н.Н. Вашугин застрелился, не желая попасть в плен. Имел шанс ответить за провал операции и Г.К. Жуков, но в разгар сражения его отозвал Сталин в связи с катастрофой на Западном фронте. Впрочем, приказ Сталина был выполнен дорогой ценой, так как Клейст не сумел с ходу овладеть Киевом. Столица Украины отбила два немецких штурма и держалась до третьей декады сентября 1941-го.
Вот такими были два самых крупных танковых сражения Великой Отечественной войны.
Илья БЕЛАКОВСКИЙ, участник Великой Отечественной войны

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Танки идут на таран
Дата публикации: 21 июля 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Новое на сайте, Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia