Кадр из фильма.
Кадр из фильма.
ДЕЖУРНЫЙ КРИТИК

Убить Гитлера


Культовый американский режиссер Квентин Тарантино в своем новом фильме «Бесславные ублюдки» сделал то, чего не удавалось никому, хотя этого страстно желали бы миллионы людей по всему свету, — убил Гитлера. А заодно и всю верхушку Третьего рейха. Руками евреев. Думается, если фильм будет прокатываться в Израиле, он побьет все рекорды кассовых сборов.


«Бесславные ублюдки» — фильм скандальный, шокирующий, выбивающий из седла. Сходив на сеанс в 23.00, я всю оставшуюся ночь проворочался без сна. Это, так сказать, альтернативная история — фантазия на тему конца Второй мировой войны, приправленная фирменным жгучим соусом Тарантино.
Интернет пестрит рецензиями на этот фильм. Представлена вся палитра эмоций. Одни называют Тарантино скотиной и параноиком, другие — гением.
На мой взгляд, режиссер снял свой лучший фильм, в котором более, чем в какой-либо другой его работе, присутствует изысканная стилистика Тарантино. Это и нелинейный сюжет, и «эстетизированное» насилие, и глубоко насыщенные диалоги, и самоцитирование, и ссылки на популярную культуру, и сверхнатурализм сцен. «Бесславных ублюдков» можно назвать логическим продолжением другого тарантиновского фильма — «Убить Билла». Лейтмотивом «Бесславных ублюдков» тоже является месть.
Фильм, как и «Убить Билла», состоит из нескольких глав. А по части брутальности и жестокости он «Билла» даже побивает: по-дробно и крупным планом показывают, как черепа разбивают бейсбольной битой, тела насквозь решетят пулями, с трупов срезают скальпы.
Немцы уничтожают евреев, те с еще большим зверством убивают наци. По ходу действа идет нескончаемое движение смерти — расстрел еврейской семьи, вышибание мозгов немцам, жуткая перестрелка в подвальном кафе, отстрел американцев в кино и, наконец, финал — пожар и взрыв в кинотеатре, где погибают практически все герои (и немцы, и евреи). Львиную долю экранного времени занимает бессмысленная жестокость. Но в том-то и дело, что эта жестокость говорит о бессмысленности любой жестокости вообще. И в этом гений Тарантино.
По сути, «Бесславные ублюдки» — пародия, насмешка над нацистами, представленными карикатурно-ублюдочными (королевская мантия Гитлера, его просьба к охранникам в кинотеатре дать ему жвачку). Но в то же время это и насмешка над американским менталитетом, стёб над янки, до сих пор уверенными в том, что они выиграли войну. Недаром помогающая отряду Рейна Бриджит фон Хаммерсмарк (Диана Крюгер) говорит: «Вы, американцы, кроме своего какие-нибудь другие языки знаете?». Пропагандистский фильм Геббельса с бравым солдатом Цоллером в главной роли — это еще и вы-смеивание пафосных кинофестивалей, церемоний вроде вручения премии «Оскар».
Но Тарантино не был бы Тарантино, если б не пошел дальше — он смеется над обществом вообще. Активно используя элементы социальной сатиры, режиссер проводит прямые аналогии с потребительскими взглядами современного общества на жизнь. Мы с удовольствием смотрим фильмы с массовыми убийствами, жестокие реалити-шоу, новостные сюжеты про катастрофы, попивая пиво и поедая поп-корн, пугаясь, но и смакуя.
В фильме много известных актеров из США, Германии, Франции, в том числе Брэд Питт в новом для себя амплуа (он исполнил роль лейтенанта Рейна, командира отряда еврейских охотников на нацистов). Однако всех затмевает блистательный немецкий актер Кристоф Вальц, сыгравший главного антигероя, этакую персонификацию нацист-ского зла — штандартенфюрера СС Ганса Ланду. Полиглот, клоун, фанатик, предприимчивый делец и великолепный сыщик в одном флаконе, точными обманными ударами обезоруживающий противника.
Музыкальная тема, как всегда у Тарантино, на уровне. Мелодии известных композиторов, в первую очередь легендарного Эннио Морриконе, создают непо-вторимый фон. А чего стоит бетховенская «К Элизе» в сочетании с испанскими мотивами в начале фильма!
И еще — забавно, что в фильме нет Гиммлера. Гитлер, Геббельс, Геринг, Борман есть, а рейхсфюрера СС, который был самым активным проводником в жизнь еврейского геноцида, нет. Или его отсутствие компенсирует штандартенфюрер СС Ланда. Ведь известно, что Гиммлер неоднократно пытался вести переговоры с союзниками, выторговывая для себя льготы, как это в фильме сделал Ланда.
Я не рискнул бы упрекнуть Квентина Тарантино в глумлении над историей, над такой серьезной темой, как Вторая мировая война. Режиссер нанес удар по мировому цинизму. Своим личным цинизмом. Браво, мистер Тарантино!

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Убить Гитлера
Дата публикации: 14 сентября 2009

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia