П.Ф. Воробей с дипломом о победе профорганизации в общероссийском смотре-конкурсе.  Фото В. Бербенца
П.Ф. Воробей с дипломом о победе профорганизации в общероссийском смотре-конкурсе. Фото В. Бербенца

Кризис и профсоюз

О ситуации на Северодвинском ПАТП

«Северный рабочий» не раз рассказывал о том, что наше муниципальное пассажирское автопредприятие переживает сейчас совсем не простые времена. Главный и самый больной показатель этого — задержки с выплатой зарплаты. О том, как в этой ситуации работает здесь первичная профсоюзная организация, наша беседа с её председателем П.Ф. ВОРОБЬЕМ.


Не вам мне рассказывать, Павел Федотович, что значение профсоюза возрастает именно в трудные для коллектива времена. ПАТП такие уже переживало. Потом было несколько лет более-менее благополучных. И вот снова поговаривают чуть ли не о банкротстве. Каково же настроение у работников?
— Задержка с получением заработанного — это, конечно же, ненормально, нарушает права работников и потому самая большая боль для профсоюзного актива. Некрасиво выглядим по этому показателю и в сравнении с другими. В канун Дня единых действий профсоюзов губернатор И.Ф. Михальчук озвучил такую цифру: в области задержка по зарплате составляет 17,6 млн. рублей. Так вот,
7 млн. из них — это долги по нашему предприятию. Очень тревожный показатель. О том, что у ПАТП задолженность по зарплате, известно государственному инспектору по труду, в прокуратуре. Но и при всем этом я бы не сказал, что настроение людей в нашем коллективе сегодня взрывоопасно.
— Люди молча уходят?
— Текучесть есть. Ведь работа водителей, кондукторов нелегкая, а зарплата у нас сейчас ниже, чем в среднем по городу, на предприятиях ВПК и по области. Но костяк коллектива все-таки видит плюсы работы на предприятии, где соблюдаются предписанные государством нормы и условия коллективного трудового договора. По поводу задержек зарплаты не молчат. И претензии к профкому есть. Как же иначе в данной ситуации? Но вот с чем не могу согласиться, так это с высказываниями, что профсоюз как бы соглашается со сложностями и ничего не предпринимает. Наоборот, делаем все возможное, чтобы предприятие осталось работоспособным, чтоб люди сохранили рабочие места.
— А в чем конкретно это выражается?
— Начну с того, что от имени трудового коллектива ведем переговоры на всех уровнях — где это возможно и с кем это возможно: в курсе ситуации и мэр, и губернатор. В ответ на слухи о готовящемся банкротстве могу сказать, что, когда я напрямую спросил у М.А. Гмырина о судьбе нашего предприятия, он однозначно заявил, что видит Северо-двинское ПАТП только муниципальным, обещал помощь. Сейчас на уровне администрации ведутся переговоры о мерах финансового оздоровления.
Профсоюзный комитет, разумеется, держит под контролем всю информацию об экономическом состоянии предприятия и изменениях в этом. Вопрос о зарплате и её выплатах — сейчас главный на расширенных заседаниях профкома, которые у нас проходят ежемесячно с участием бригадиров всех подразделений. Приглашаем экономиста. Всегда выступает директор. Обязательно обсуждается график погашения задолженности. Принятый к исполнению вариант вывешивается на видных местах, чтоб люди знали, на что рассчитывать.
Может, кто-то со стороны и ждет от нашей профсоюзной организации каких-то радикальных коллективных действий. Но подобные ведь всегда заканчиваются тем, что стороны садятся за стол переговоров и договариваются. Это практически то самое, что сейчас мы и делаем. Ну а, допустим, решимся выразить протест забастовкой, остановим предприятие, и автобусы не выйдут на маршруты... Так ведь сразу выедут нелегалы и уж постараются воспользоваться ситуацией — кошелька земляков не пожалеют.
— Коллективный договор Северодвинского ПАТП — много лет пример для других профсоюзных организаций. Как он выполняется в такой сложной ситуации?
— Может, не совсем ко времени, но в связи с этим вопросом могу похвалиться: высокая оценка нашего колдоговора стала одним из решающих факторов в том, что первичная профорганизация Северодвинского ПАТП признана по отрасли лучшей в России — победила во Всероссийском смотре-конкурсе в честь 90-летия Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Конечно, говорить о наградах приятнее, когда в коллективе и на предприятии все в порядке, все довольны. Но ведь проф-организация и колдоговор как раз и призваны защищать права трудящихся, можно сказать, и в праздники, и в будни.
Приведу такой пример. В свое время мы настояли на том, что переработки должны оплачиваться в 2,5 раза выше по сравнению с работой в основное время. (Заметим: обычный «потолок» здесь — в два раза — ред.) Сегодня этот пункт колдоговора для многих существен. Сужу по тому, что, если раньше при необходимости привлечь водителя к сверхурочной работе больше чем на 120 часов в месяц представитель администрации просил его, как того требует закон, написать письменное согласие, то теперь нередко работники сами пишут заявления о желании поработать сверх нормы. Чтоб заработать, понятно. Так что профсоюзу уже впору следить за соблюдением его членами должного режима труда и отдыха.
Вообще же в этом главном нашем документе, регламентирующем взаимоотношения трудового коллектива и администрации, прописаны все предусмотренные государством льготы и социальные гарантии. Не исполняются на сегодня-шний день два его пункта. Продолжается задержка зарплаты. И до уровня отраслевых не увеличены в этом году тарифные ставки. По поводу первого будем добиваться предусмотренной в таких случаях индексации. А на введение новых ставок, увы, рассчитывать приходится только после утверждения новых тарифов за проезд. Необходимость этого просчитана экономистами. Документы, согласованные мэрией, сейчас находятся в областном департаменте цен.
— Экономика предприятия — тема специального разговора. Но похоже, что в деле вывода предприятия из кризиса у вас большая надежда на помощь властей.
— Да. Муниципалитет, ко всему прочему, наш собственник.
— Но надежная ли эта надежда? Городской бюджет все время сокращается...
— Хотелось бы надеяться. Тут, считаю, надо исходить из ответа на вопрос: «Нужен ли городу муниципальный транспорт?» Он нужен. Это не каприз. И не чьи-то корыстные пожелания. В Архангельске в свое время за три-четыре месяца развалили муниципальное предприятие. Да, создалась куча частных. И тут город столкнулся с колоссальными проблемами. Допустим, на окраину в вечернее время частник не едет — не выгодно. С интервалами полная неразбериха. Множество «пазиков» и «Газелей» существенно помогают пробкам в центре города... В общем, там на полном серьезе говорят уже о воссоздании муниципального предприятия. Но как это сделать? Средств-то надо гораздо больше, чем на поддержание.
А у нашего города еще и такая особенность: заводы — в одной стороне, спальные районы — в другом. Поэтому утром все в одну сторону едут, вечером — в другую. И как ни много сегодня личного транспорта, без больших автобусов доставка людей на работу и с работы будет проблемой.
В общем, мы за то, чтоб наше госпредприятие сохранить. Для этого и делаем все возможное, чтоб сложную экономическую ситуацию разрулить по оптимальному варианту.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Кризис и профсоюз
Дата публикации: 30 октября 2009

Автор(ы): Нина Кожанова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 230
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia