ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Экранные бредни создателей “Царя”


Три недели в северодвинских кинотеатрах демонстрировалась премьера кинофильма режиссера Павла Лунгина по сценарию Алексея Иванова "Царь". Зрители ждали премьеру. Ведь после показа на первом телеканале сериала Андрея Эшпая "Царь Иван Грозный" большинство рецензентов утверждали, что самодержец на телеэкране излишне идеализирован. Дескать, более объективную трактовку готовит Павел Лунгин.


Такие оценки, естественно, подогревали интерес к премьере. Однако кинозалы полупустовали: северодвинцы ждали поступления в продажу видиодисков с "Царем". Как уже не раз бывало, видиокопии премьеры можно было купить уже через неделю после выхода фильма в прокат. Так что сегодня российскую ретроспективу смотрят тысячи горожан. Смотрят, соглашаются, возмущаются и... стыдятся.
По мнению профессионального кинокритика Игоря Перунова, такие спонтанные кухонные дискуссии будут продолжаться еще долго, а самому "Царю" рецензент предрекает длительный зрительский успех, правда, не вполне заслуженный. По какой причине и пойдет речь ниже.
К религиозно-нравственной тематике Павел Лунгин обращается не впервые. Наиболее заметным стал его "Остров" с участием Петра Мамонова в главной роли. Насколько правдивую киноисторию на сей раз предложил зрителям маститый режиссер? Вопрос очень важный. "Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя,-- наставлял своих студентов один из крупнейших отечественных историков XIX века В.О. Ключевский. -- Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу".
Свое творение создатели "Царя" определили как историческую драму и исторический кинороман. Такой жанр позволяет сценаристу и режиссеру допускать безграничный вымысел. В тесных временных рамках (из сорокалетнего царствования Грозного фильм повествует только о четырех годах) без него не обойтись. И Павел Лунгин с Алексеем Смирновым воспользовались этим правом, что называется на полную катушку. Картина просто нашпигована несоответствующими истории сценами.
Кульминацией в "Царе" является конкретный исторический случай в Успенском соборе в Москве осенью 1568 года. Митрополит московский и всея Руси Филипп (в миру Федор Степанович Колычев), во время богослужения, прежде чем дать благословение царю Ивану Грозному, начал при верующих обвинять царя в жестокосердии и пролитии невинной крови. Самодержец не стерпел унижения. В начале ноября он созвал собор для суда над митрополитом. Филиппа, кроме неуважения к царю, обвинили и в других деяниях, якобы совершенных им во время управления Соловецким монастырем. 8 ноября 1568 года в том же Успенском соборе был прочтен соборный приговор о низложении митрополита. Опричники сняли со святителя митрополичьи одежды, и с насмешками и издевательствами, в простых дровнях увезли Филиппа сначала в Богоявленский монастырь, потом в Староникольский и, наконец, в Тверской Отрочь-монастырь,. Здесь святитель и был задушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 года во время похода Грозного в Новгород. Так завершилась дружба царя, зародившаяся еще в его детские годы, с Федором Колычевым - сыном знатного боярского рода. В год расправы над святителем Ивану IV исполнилось 39 лет, а Филиппу -62 года.
В фильме, к сожалению, нет даже краткой ретроспективы детства Грозного. Это лишило кинозрителя понимания самой важной нравственной составляющей -- многолетнего покаяния двух незаурядных личностей. Первого -- на вершине власти, другого - в далеком от Москвы Соловецком монастыре, отгороженном от мирской суеты Белым морем и высокими каменными стенами. Пренебрежение к деталям лишило правдоподобия и конфликт в Успенском соборе. В действительности, Иван Грозный обратился к владыке за благословением, не дождавшись конца богослужения. На экране же святитель Филипп (Олег Янковский) показан во время так называемого отпуста - завершения церковной службы. Он ходит по храму, всех благословляет, а помазанника Божия публично унижает. В итоге экранные царь, и владыка ведут себя в церкви недостойно, а непримиримый конфликт (покруче пушкинского Моцарта и Сальери) превращается в фарс и искажает мотивы поступков киноперсонажей. Прежде всего Ивана Грозного. Зрителю непонятна спонтанная ярость царя, а она родилась не на голом месте.
Трехлетний Иван не помнил своего отца Василия III. Ходили слухи, что его отравили. Будущий митрополит Федор Колычев относился к осиротевшему малышу как к младшему брату: играл с ним, мастерил игрушки, рассказывал Ивану про его отца, учил стрельбе из лука, приемам борьбы и владения мечом. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, они на равных обсуждали, как жить, чтобы спасти свои души.
В 1537 году 30-летний Федор Колычев поступил послушником в Соловецкий монастырь, а через год восьмилетний Иван остался круглым сиротой: 3 апреля 1538 года внезапно на 35 году у него умерла (говорят не без помощи яда) его мать Елена Глинская - честолюбивая и энергичная женщина. По материнской линии она принадлежала к знатному сербскому роду Яшкичей, отдельные представители которого состояли в родстве с цыганскими баронами. Так что в жилах юного престолонаследника текла еще та горячая кровь.
Власть после смерти родителей Ивана захватили противники самодержавия князья Шуйские, затем Бельские, Воронцовы, потом снова Шуйские, и, наконец, вернулись Глинские во главе с бабушкой Иоанна IV Анной.
Каждая смена власти сопровождалась кровавой расправой с противниками и оставляла болезненный след в сознании малолетнего Ивана. Его духовник митрополит Макарий, исподволь укреплял в подростке мечту превратить великое княжество Московское в царство и добился своей цели. 16 января 1547 года он венчал 17- летнего великого князя на царство, возложив на него корону. Иоанн IV стал Помазанником Божиим и первым русским царем. Спустя две недели, после женитьбы на дочери московского боярина Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева Анастасии, Иван официально признавался совершеннолетним и мог самостоятельно управлять страной.
В отличии от гротескного лунгинского самодержца настоящий Иван Грозный обладал природным умом, был тонким политиком, искусным дипломатом и талантливым стратегом. К показанным на экране событиям Грозный улучшил государственное управление, усилил централизацию власти, усовершенствовал местное самоуправление, лишив бояр драть три шкуры с крестьян. Принятый в 1550 году "Судебник" закреплял гражданское право крестьян переходить от не устраивающего землевладельца к другому, брать у него в аренду землю и ссуду на обустройство нового места жительства. Был учрежден челобитный приказ, в который с жалобами на притеснителей мог обратиться любой подданный царя. С противниками реформ Грозный был крут, но далеко не так кровожаден и коварен, как показан в "Царе". В фильме же истинно верующий царь-христианин низведен до языческого римского императора Калигулы.
По оценке клирика северодвинского храма Владимирской иконы Божией Матери, к слову, успешно закончившего Московскую духовную академию, фильм со всех сторон "более, чем неудачный". Олег Янковский, считает священник, в роли митрополита Филиппа только по возрасту соответствует экранному образу святителя. Внешне же этот талантливый и рано ушедший из жизни артист, настоящий мастер советской сцены, к сожалению, даже отдаленно не походит на главу Русской Православной Церкви. Мирское, как говорят, прет из каждой складки его священческой одежды. Во взгляде и голосе тоже нет архипастырской твердости веры и духа.
Еще более нелеп в роли Ивана Грозного другой незаурядный мастер сцены Петр Мамонов. В "Царе" Иван Грозный в его исполнении выглядит дряхлым стариком, помешавшемся на ожидании Страшного Суда, а фактически в год трагического конфликта с митрополитом Филиппом Ивану Васильевичу не было еще и сорока. Знакомым еще по "Острову" тембром Мамонов произносит на экране очень глубокие, убедительные и впечатляющие цитаты из Священного писания, покаянно оценивает свои поступки, но уж очень акцентно отвратителен внешне. Особенно, когда целует якобы помилованного им, а на самом деле обреченного на мучительную смерть князя или боярина.
Но это, так сказать, цветочки. Больше возмущают другие фантазии создателей "Царя": приписываемый Грозному "иудин поцелуй", казнь на глазах низложенного и закованного в кандалы митрополита его племянника воеводы Дмитрия Колычева...
Отродясь не бывало такого суда, как не было и кандалов и поджога опричниками деревянной церкви вместе с монахами, в которой якобы иноки похоронили убиенного святителя. Не было и представленных царю деревянных пыточных аттракционов, изобретенных якобы учеником митрополита обрусевшим немцем. Никогда Иван Грозный не усаживал Филиппа на царский трон, как это нарочито детализировано в "Царе", не поручал главе царской власти вести мирской суд. При существовавшей тогда гармонии светской и церковной властей такое было исключено. Правда, подобный факт в жизни самодержца все же был. Только он связан совершенно с другой личностью. Спустя шесть лет после убиения Филиппа, в 1575 году, устав от царского бремени и борьбы с боярами, Иван Грозный, имея двух сыновей-наследников, неожиданно передал власть Симеону Бекбулатовичу - правнуку хана Орды Ахмата. Передал не только власть, но титул и корону. Симеон был даже коронован, хотя без особой торжественности. Симеон оказался ответственным за все государственные дела, в том числе и за долги Ивана IV. В 1576 году Иван Грозный сместил Симеона и дал ему в управление Торжок и Тверь. Можно и дальше продолжать факты передергивания создателями "Царя" истории Московского царства. Подобные вольности возможны разве что в неуемной страсти опорочить историю России.. Вызывают удивление и люди, порекомендовавшие "Царя" для показа на международном Каннском кинофестивале. Довелось читать реплику о том, что "Царь" кроме "отвращения и признания полного отсутствия вкуса и таланта у его создателей" других чувств в Каннах не вызвал. Тщетными оказались и потуги представить "Царя" как очередной киношедевр на 31-м Московском кинофестивале. Хотя недостатка в хвалебных отзывах подкупных рецензентов не было. Такие сладкоголосые речи, как из рога изобилия продолжают и сегодня литься на интернетовских сайтах. Это вызывает понятное негодование людей, уважающих прошлое Российской державы. Среди них немало и северодвинцев, вынужденных ради любопытства смотреть в домашних условиях бредни фальсификаторов конфликта Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Вот почему ни в коем случае нельзя принимать за чистую монету все, что происходит на экране.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Экранные бредни создателей “Царя”
Дата публикации: 26 декабря 2009

Автор(ы): Семен Тюкачев   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 26
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia