Фото с сайта www.afisha.ru
Фото с сайта www.afisha.ru
КИНОКЛУБ

«Царь» и боль


Премьера исторической драмы режиссёра Павла Лунгина «Царь» состоялась в «Родине» 4 ноября; с 12-го «Царь» идёт в «Сириусе» (ожидается, что картину там можно посмотреть до 25 ноября).


Журналисты городских СМИ не могли не собраться на обсуждение фильма в гостиной «Родины»: «Царь» вызвал много споров, спровоцировал очередной виток интереса к отечественной истории и времени правления одного из самых кровавых её персонажей — Ивана IV Грозного. И мнения северодвинских журналистов не совпали: в новом творении П. Лунгина, образах Ивана Грозного (Пётр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский) они увидели разное и по-разному.
Ольга Голубцова (специалист по связям с общественностью ЗАО «Модерн-медиа»). По ТВ идут острые дискуссии о фильме «Царь» — и спасибо «Родине», что она держит северодвинцев в курсе мировых и российских премьер. Такие исторические драмы надо смотреть. Но в моём сознании Иван Грозный — это исторический деятель, который принимал политически правильные решения, объединял русские земли. Это был настоящий государь! А в фильме мы видим жалкого, запутавшегося человека в исполнении Петра Мамонова — я не воспринимаю такого царя. А Филипп? Всего лишь осуждение опричнины... У меня осталось ощущение, что фильм — сплошная конъюнктура.
Владимир Тикус (обозреватель «Северного рабочего»). Меня фильм очень впечатлил, хотя впечатление удручающее. Отмечу проходящую через всю картину двойственность. С одной стороны, происходящее на экране притягивает, с другой — отталкивает. Трупы, пытки. Самая сильная сторона фильма, на мой взгляд, образ царя, созданный Мамоновым, и его двуличие. Иван кается, целует своих жертв — а на деле это печать смерти. Символично, что по сюжету царю 36—39 лет, а выглядит он стариком — то есть нет у него перспектив. К сожалению, не вдохновил Янковский. Но удивил Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов): добренький Мухомор из сериала «Менты» превратился в зверя. То же можно сказать о Домогарове (Басманов) — сильная роль.
Сергей Самодов (редактор радио «Модерн-Северодвинск»). Я увидел в фильме ряд перекличек с Библией. Например, царь целует Курбатова — это как поцелуй Иуды. А сцена сожжения монахов в церкви? Церковь охвачена огнём, с неё падает главка с крестом — это тоже очень символично. Опричники с собачьими головами у сёдел — сами как звери. Да и царь показан зверем с пастью, из которой веет гнилью.
Галина Чарупа (обозреватель «Северного рабочего»). Если вы помните фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» — там совершенно другой взгляд на ту же эпоху. Фильм Эйзенштейна — просталинский, это апология тоталитаризма. Фильм Лунгина — антитоталитарный, и в этом, мне кажется, его главная идея и ценность. Это фильм о том, насколько развращает человека абсолютная власть. Да, царь молится и кается. Но чем истовее он ночью кается, тем больше крови льёт днём, тем больше размах его злодеяний. И ведь для каждого злодеяния Иван находит оправдание. На его аргументы даже не находишь что возразить. Как практически на протяжении всего фильма не находит что возразить царю митрополит Филипп. И вообще, к моему удивлению, харизма Мамонова в «Царе» перевесила харизму выдающегося актёра Янковского.
Наталия Шевцова (начальник службы рекламы и маркетинга «Северного рабочего»). Боль, всеобщая боль — тоже герой фильма. И мы всё время ждём чуда. А чудо не происходит. Боль остаётся.
О. Голубцова. Фильм заканчивается безысходностью. Властная сила победила дух.
Г. Чарупа. Одним из очень важных образов мне показался Немец (Вилле Хаапасало). Вот кто моментально приспособился к политическому моменту, переметнулся от Филиппа к Ивану.
Алексей Шашков (редактор журнала «Cen-terum»). Да, это в фильме тонко подмечено. Филипп учил Немца мельницы водяные строить, а он мельничные колёса быстренько приспособил под пытки и казни. Мне фильм понравился, но не хватает, на мой взгляд, масштабности (практически показанное в «Царе» ограничено двором) и более широкого показа бытовых деталей эпохи.
С. Самодов. Может быть, то, что показан именно двор, как раз отвечает замыслу фильма? Да, вот двор. А где же народ? О том же и финал фильма: сидит одинокий царь — а где народ?

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Царь» и боль
Дата публикации: 23 ноября 2009

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia