Неподъёмная «Булава»

Из двенадцати испытаний новой баллистической ракеты неудачными оказались семь

В Северодвинске на Севмаше отменили запланированную на конец декабря закладку четвертого по счету корпуса атомного подводного крейсера стратегического назначения «Святитель Николай» (класс «Борей» проект 955). Минобороны сообщило, что мероприятие все же состоится. Но не в этом, а в новом году. Когда именно, пока неизвестно.


Такая неопределенность с закладкой очередного корабля, который вместе с тремя остальными того же класса — «Юрием Долгоруким», «Владимиром Мономахом» и «Александром Невским» — должны были в ближайшие годы стать основой боевой мощи стратегического подводного флота ВМФ России, не вызвала никакого удивления у специалистов. Им известно, что причиной этой неопределенности является недоработанная конструкторами твердотопливная морская баллистическая стратегическая ракета «Булава-30» (SS-NX-30 по западной классификации или РСМ-56 по российской, а также имеющая шифр Р-30 3М30). Из двенадцати испытаний этой ракеты, которые проведены за последние годы, неудачными, точнее аварийными, оказались семь, а три только относительно удачными — головные части ракеты долетали до цели, но не попадали в нее, имели очень большое отклонение от намеченных районов падения.
Вот и последний пуск 9 декабря нынешнего года с борта тяжелого атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» (класс «Акула» проект 941), находившегося в подводном положении в акватории Белого моря, закончился провалом. Третья ступень ракеты повела себя, как говорят спецы, нештатно, разукрасив утреннее полярное небо ярким спиралевидным свечением, которое засняли на пленку норвежские наблюдатели. А потом распространили по всему миру как не-обычную картинку. То ли испытания ракеты, то ли полета НЛО. Тем более что отечественные информагентства больше суток ничего не сообщали об очередном неудачном испытании.
В чем причина неудач «Булавы», которую делают уже без малого десять лет? Мнения у специалистов на этот счет диаметрально противоположные. Одни, сторонники жидкостных ракет (именно такие баллистические ракеты в основном использовались в ВМФ СССР и России), утверждают: проблема в том, что создавать «Булаву» поручили Московскому институту теплотехники, который никогда не работал над морскими баллистическими ракетами, а занимался наземными твердотопливными «Тополями», в том числе шахтным и грунтовым «Тополем-М», новым подвижным комплексом РС-24, и не имеет опыта в конструировании ракет с подводным стартом. Мол, МИТ отнял проект у Миасского государственного ракетного центра имени Макеева, который всегда занимался именно морскими ракетами. А между наземными и морскими — огромная разница. Запускать ракету — с земли (из шахты или с подвижной пусковой) или из-под воды — надо уметь каждый раз по-своему. Во втором случае на носитель оказывает огромное влияние резкий переход из водной стихии в атмосферу, качка корабля, волнение моря, другие малопредсказуемые физические воздействия. Для того чтобы все их учесть, нужно пройти большой путь испытаний с наземных качающихся стендов, потом переходить на подводные стенды и только потом на подводную лодку. А разработчики из МИТа решили значительно сократить время и затраты, понадеялись на модное сейчас электронное конструирование, многие виды испытаний провели на компьютерах, которые не дают, как ни старайся, полной «картинки» всех процессов, воздействующих на ракету, — отсюда и результат. И времени потратили уже невиданно, и денег — тоже. Называют цифру в 50 млрд. рублей.
Конкуренты «жидкостников», в свою очередь, утверждают, что жидкостные ракеты излишне громоздки, для них нужно делать слишком большие подводные лодки, которые потом более заметны в океане, чем меньшие по размеру. Да и шума они производят больше, что тоже сказывается на их скрытности. К тому же жидкостные ракеты — взрывопожароопасные. Все аварии, которые когда-либо происходили со стратегическими ракетами, — это аварии на ракетах с жидкостными двигателями. Твердотопливных — бог миловал. Соединенные Штаты, кстати, давно отказались от жидкостных ракет, делают только твердотопливные. Что наземные «Минитмены», что морские «Трайденты».
«Жидкостники» возражают: у наших ракет больше мощности, они могут доставить к цели более крупные заряды. «Твердотопливники» акцентируют внимание на том, что их ракета быстрее стартует, ее не сразу можно засечь после пуска, а что до веса забрасываемого заряда, то сегодня не нужно посылать на противника мегатонны, достаточно килотонн, но попадающих точно в цель, чтобы супо-стат отказался от продолжения агрессии...
Спор этот бесконечен, но он ни на йоту не приближает нас к ответу на вопрос, что происходит с «Булавой». А на самом деле в ней, как в капле воды, отразился тот развал оборонно-промышленного комплекса, что проходил на наших глазах все последние двадцать лет, но на который никто, по большому счету, не обращал внимания.
Хотя и говорили о нем чуть ли не на всех совещаниях в высоких сферах. Говорить говорили, реальной помощи и поддержки не оказывали. Ни деньгами, ни организационными мероприятиями, ни компетентными и ответственными специалистами.
Вот и получилось, что в создании «Булавы» участвуют более 650 предприятий и КБ, которые номинально возглавляет МИТ. Но будь руководители Московского института теплотехники, как говорят, даже семи пядей во лбу, они все равно не могут проследить за созданием двигателей, систем управления какими-то чипами, которые влияют на полет ракеты, на программу обеспечения ее функционирования и многое-многое другое, без чего «Булава» не летает. Поразительная вещь — все аварии, которые случались с ракетой в процессе испытаний, оказывались новыми, то есть их причины не повторялись. Получалось как в известной басне: хвост вытащат — нос увязнет, нос вытащат — хвост... И так далее. Что, как понятно даже неспециалисту, свидетельствует только о том, что дело тут не в конструкции, а в системе управления, в программном обеспечении полета ракеты. Хотя, конечно, и каждую детальку, даже самую маленькую, поступившую на сборочный конвейер с того или иного предприятия, надо проверять с особой тщательностью — гарантий их безусловной кондиции никто сегодня дать не может.
Сегодня квалифицированных кадров в оборонке — раз и обчелся. Средний возраст конструкторов, инженеров, техников и уникальных монтажников зашкаливает за пенсионный, станки, оборудование, конвейерные линии — сорокалетнего возраста, высокоточной продукции на них изготовить почти невозможно. Оклады в ОПК такие, что молодежь туда на аркане не затащишь, а тех, кто приходит, нужно доводить до требуемого уровня специализации не год и не два, а добрых десять лет. Так что сваливать всю «вину» за провалы «Булавы» только на МИТ — это искать крайнего, но не решить проблему в комплексе.
Ставится вопрос: а нужны ли нам такие дорогостоящие системы, как подводный ракетно-ядерный флот или Ракетные войска стратегического назначения? Многие страны живут без них и прекрасно себя чувствуют. Ведь ракетно-ядерное оружие еще не применялось ни в одной войне и вряд ли когда-либо будет применяться. Но в этом и ценность такого оружия, безусловно крайне затратного и неэффективного с военной точки зрения, но очень эффективного с геополитических позиций. Шестьдесят с лишним лет после Второй мировой войны прошли для нашей страны в относительном спокойствии и мире именно потому, что у нас было и есть такое оружие. Способное остудить пыл любого серьезного и мощного агрессора. Да и в «восьмерке» нас принимают и слушают именно потому, что у нас есть такие ракеты, как «Воевода», «Стилет», «Тополь-М» и «Синева», — другими равными с передовыми странами мира достижениями в экономике и технологиях мы пока похвастаться не можем.
Будет у нас «Булава» — останется Россия в числе ведущих стран мира со всеми вытекающими отсюда последствиями, не будет — наступят другие последствия. Хотя это не означает, что все остальные достижения цивилизации мы должны забыть и не развиваться. И все же. Выбора у нас нет — только доводить до ума неподъемную ракету. Ее ждут не только подводные крейсеры с именами великих русских полководцев и святых. Ее ждет и страна. Пусть закладка четвертого крейсера «Святитель Николай» оказывается отложенной на пару месяцев — мы потерпим. Важно, чтобы «Булава» полетела туда, куда необходимо. А потом стояла на боевом посту, защищая наше настоящее и будущее. Надежда нас не покидает.
Никита ПЕТРОВ,
военный обозреватель «Делового вторника»

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Неподъёмная «Булава»
Дата публикации: 30 декабря 2009

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Вооруженные силы

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia