Школе № 4 грозит если не ликвидация, то объединение. Фото В. Бербенца
Школе № 4 грозит если не ликвидация, то объединение. Фото В. Бербенца

Школы надо сохранить

Во многом это уникальные учебные заведения

В далеком 1985 году меня, молодого директора новой школы № 13, назначили заведующим отделом народного образования Северо-двинского горисполкома. Древние говорили: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». А перемены начались сразу же — бурно. Реформа школы, демократизация, перестройка, развал СССР, дикие 90-е...


Образование быстрыми темпами шло к хаосу. Менялись министры, программы, люди. И если бы не здравый смысл и преданность своему делу простых педагогов, сейчас бы мы находились в пещерных условиях. Но, к счастью, тогда система образования выстояла, мало того, она во многом стала более мобильной, интересной, многополярной. В городе открылись гимназии, лицей, школы с углубленным изучением различных предметов. В условиях разрухи в государстве система образования консолидировалась и становилась прочнее. С ней стали считаться. Учителя вышли на передовые позиции в борьбе за свои права. На выборах в 1996 году сразу семь учителей стали народными депутатами муниципального Совета (из 24).
Прошли кризисные 90-е, настали годы стабильности. И на удивление власть, до этого опасавшаяся идти на конфликт с системой образования, осмелела. Вместо того чтобы помогать решать проблемы методами переговоров, анализа ситуации, поиска альтернативных путей решения, она пошла по самому простому — закрывать, закрывать, закрывать...
Началась чехарда с начальниками управления образования: за восемь лет сменились три руководителя. Закрыты уникальные учреждения, которыми город гордился — методический центр, центр православной культуры, хозяйственная контора. В настоящее время под угрозой закрытия (фактически вопрос решен) уникальные школы.
Школа № 4 — единственная в городе с экологическим уклоном в обучении, имеющая уникальный опыт краеведческой работы, с молодым и очень перспективным педагогическим коллективом. Школа № 5 — единственная на Яграх с углубленным изучением математики. Единственная, где педагоги создали специальную программу по изучению нанотехнологий. Школа № 33 — единственная на Северо-Западе школа с начальным профессиональным образованием учащихся 10—11-х классов. И это в то время, когда нашим заводам требуется молодая смена рабочих. Зачем ездить по селам области, создавать там профклассы, когда у нас более чем 30-летний опыт работы в этом направлении? Школа № 37 — первая в России школа для детей, которые не могут посещать занятия в обычных школах из-за болезни. Опыт одобрен всеми инстанциями и начал внедряться в других регионах страны. Убить на взлете?!
В то же время есть и «современные» идеи. В школе № 1, которую готовят сдать в этом году после ремонта, собираются открыть начальные классы по подготовке к гимназии № 14. К чему это может привести? К разрушению десятилетиями сложившейся системы обучения иностранным языкам в школе № 14. Нерациональному использованию типового здания средней школы на более чем 25 классов с кабинетами химии, физики, биологии. Еще большей проблеме комплектования начальной школы в старой части города.
Чем объясняются эти закрытия? «Мало детей». «Отсутствует столовая в школе № 4». Но детей при рождаемости две тысячи в год в ближайшее время больше не станет. Школа № 4 — это типовая школа, аналог школы № 9. Просто все школы до 1958 года по проекту имели не столовые, а буфеты (школы № 1, 4, 7, 8, 9). К школам № 8, 9 в 70-е годы были сделаны пристройки.
На мой взгляд, важно учесть и то, что школы № 7, 9 и другие отработали по 35—50 лет, требуется их реконструкция. Поэтому надо не закрывать школы, а создать план их реконструкции и, ремонтируя одни здания школ, другие использовать для обучения детей. По опыту знаю, что документация по ремонту готовится не менее года.
Есть и другие пути спасения школ, попавших в «черный список» — это создание новых типовых школ, например кадетского корпуса, учебного методического центра с учетом создания Северного Арктического университета — экспериментальных школ для прохождения практики студентами, школ-мастерских.
Главное сегодня — не допустить потери наших школьных жемчужин. Возможно, стоит возродить старую практику комплектования школ под руководством учредителя — управления образования. В нашем городе работают умные педагоги, и они смогут предложить множество идей и путей выхода из кризиса и оптимизации денежных средств. В педагогике, как и в медицине, главное — не навредить.
Валерий ЗАРЕЦКИЙ,
заведующий гороно с 1985 по 2001 г.,
заслуженный учитель России

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Школы надо сохранить
Дата публикации: 16 февраля 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Образование

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia