Вместе с телеоператором «Коми-РТК» Денисом Будриным и военным корреспондентом Николаем Ивановым. Фото автора
Вместе с телеоператором «Коми-РТК» Денисом Будриным и военным корреспондентом Николаем Ивановым. Фото автора

Война всерьёз и понарошку

Журналисты северо-запада в роли заложников на курсах «Бастион»

Война. Плен. Смерть. О том, насколько это страшно, обычно не задумываешься. Где-то там далеко. Где-то не с нами. Но сегодняшняя жизнь такова, что с чрезвычайными ситуациями можно столкнуться где угодно. Особенно если ты — журналист.


Заложники взаймы
«Быстрее, бараны! Голову нижэ!» Как стадо, натыкаясь друг на друга, мы бредем, не ведая куда. На головах мешки, тяжело дышать, в руки впиваются пластиковые наручники.
Под подбородком чувствую холодное лезвие. «Зачэм голову высоко подняла? Я же сказал нижэ! Хочешь, чтоб я ее отрэзал?»
Рядом со мной прямо в чавкающее месиво в белоснежных штанах отрешенно падает коллега из Питера. Все те, кто поначалу шутил и улыбался, быстро пришли в себя: одной девушке обожгло живот горячим от выстрелов дулом автомата, другого пленного ужалила горячая гильза, попавшая за наручники.
Террористы всячески пытаются сломить наш дух — заставляют ложиться на землю, ползти на коленях, грозятся отрезать уши, девушек — сделать очередной женой. В голове стоит только одна фраза: «Если вас сразу не расстреляли, значит, вы зачем-то нужны. Есть шанс выжить». Это и есть самое сложное. Следить за каждым своим действием, не сделать чего-нибудь такого, чтобы не вызвать гнев или просто внимание «боевиков». Одно неверное слово — и голова с плеч...

Наш «Центурион»
В «игрушечный» плен мы попали всего лишь на час, но и того хватило, чтобы представить, насколько ужасным это может быть.
Надо отдать должное ребятам из десантно-штурмового батальона 336-й отдельной гвардейской Белосток-ской бригады морской пехоты Балтийского флота: роль наших мучителей они сыграли блестяще. Хотя и чувствовалось, что обошлись они с нами еще довольно мягко: в реальности все было бы гораздо печальнее. Тем не менее удалась главная задача, которую преследовали организаторы учебно-практических курсов «Бастион» — как можно глубже погрузить нас в атмосферу кризисной ситуации.
Курсы действительно уникальны: проводят их уже в шестой раз. Через них прошли журналисты Центрального и Южного федеральных округов, Урала и Поволжья, сейчас решили охватить северо-запад. В этот раз местом сбора стала воинская часть г. Балтийска в Калининградской области, куда съехались почти полсотни журналистов, а также представителей информационных структур органов государственной власти и силовых ведомств, работающих в зонах повышенного риска. Архангельскую область кроме автора этих строк на курсах представляли также сотрудники пресс-служб УВД и ГУ МЧС России.
Коллеги в Европе и Америке в этом плане себя давно обезопасили: без подобных курсов, которые называются «Центурион», журналистов просто не допустят в зону риска. Стоят они три с половиной тысячи долларов. Нам же выпала возможность получить эти знания бесплатно. У нас культура самозащиты еще только зарождается.

Учимся у мэтров
Полное погружение в атмосферу началось еще с приезда.
Балтийская погода оказалась очень изменчивой: прибыли в 24-градусную жару, было душно, слепило солнце. Через пару часов небо уже было черным, деревья метались, шел холодный дождь. Разместили нас в казарме 336-й отдельной гвардейской Белостокской бригады морской пехоты Балтийского флота. После всех мирских благ это воспринималось некой ссылкой — кто-то ехидно ввинчивал фразы про «гостиницу с двухместным расселением». Но первоначальные смешки рассеялись: мы быстро влились в быт настоящей военной казармы. Некоторые журналисты даже вставали по утрам на зарядку с ротой.
О том, что пощады не ждать, предупредили сразу. График наших занятий был расписан до девяти вечера. Перед нами выступили специалисты ФСБ, МВД, Министерства обороны РФ, МИДа, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и других структур, а также блестящие военные корреспонденты-телевизионщики Александр Сладков, Александр Минаков, Олег Грознецкий, обозреватель «Аргументов и фактов» Владимир Сварцевич. Те, кто выучился на смертях своих коллег. Запоминающимся и очень живым был рассказ сопредседателя Союза писателей России, полковника ВДВ, четыре месяца пробывшего в плену у чеченцев, Николая Иванова, о чем написано в его книге «Вхoд в плен бесплатный, или Расстрелять в ноябре». Уделили время и методике борьбы со стрессом — везде нас сопровождал военный психолог и журналист Алексей Захаров.

Пара ботинок на двоих
Лекции подкреплялись и основательным блоком практики на полигоне «Хмелевка» под Приморском. Впечатлений, полученных там, хватит на месяц вперед: в ушах до сих пор свистят автоматные очереди, где-то рядом как будто разрываются снаряды.
В учениях широко использовали военную технику и вооружение. Мы пропахивали животом минное поле, учились оказывать первую медицинскую помощь, стреляли из автоматов и пистолетов, ездили на БТРе. Для нас это, конечно же, было как некое родео. Отрезвила брошенная вскользь фраза Николая Федоровича Иванова на вопрос о том, где журналисту безопаснее — внутри машины, где могут достать мины, или сверху, где прекрасно видят снайперы.
— Мы на войне выбрали средний вариант: сами оставались сверху, а одна нога внутри. У меня левая, у моего друга правая. Чтоб одну пару ботинок потом покупать.

Выстрел в спину
Война, пусть и «игрушечная», обнажает характеры. И не всегда это радует.
Весь пройденный материал мы сдавали на зачет в последний день в Балтийске. Повторно в том числе оказались и в заложниках. Ситуацию теперь смоделировали по-другому. После пребывания в зиндане — подземной тюрьме нас выводили малыми группами и до-прашивали.
«Беги!» — сняв с моей головы мешок, крикнул боевик.
«А ты стреляй в нее», — услышала за спиной фразу, брошенную коллеге.
Повинуясь инстинкту, кинулась в непроходимые заросли, о которые поранила руки. Отчаянный рывок против обстоятельств — понимаешь, что чувствует в последнюю минуту перед смертью животное. Коллега, как выяснилось потом, в меня не выстрелила. Кто-то из журналистов стрелял в воздух, а кто-то — в убегающих товарищей... Это ведь игра, конечно. Но мы все играли по одним правилам.

***
Самым тяжелым для нас оказался последний день — день отъезда. Очень не хотелось покидать ставшую родной казарму и коллектив, с которым успел сродниться.
Всем курсы дали что-то свое, но каждому из нас принесли прежде всего много полезной практической информации, понимание того, что ни одна сенсация не стоит жизни человека. Возможно, недостаточно был проработан вопрос взаимодействия журналистов с силовыми структурами (МЧС, наркоконтроль, пожарные и др.), пресс-службами ведомств и работа в ситуациях техногенных катастроф. Но это, хочется надеяться, учтут при следующем наборе. На память о курсах у нас остались сертификаты, синие спецжилеты с надписью «PRESS» — в таких работают коллеги в Москве на стихийных меро-приятиях. А также стойкое ощущение того, что Родину нашу защищают замечательные и чистые ребята.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Война всерьёз и понарошку
Дата публикации: 8 сентября 2010

Автор(ы): Екатерина Курзенева   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1288
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia