Школа № 1 Беслана, в которой в 2004 году произошёл террористический акт. Фото автора
Школа № 1 Беслана, в которой в 2004 году произошёл террористический акт. Фото автора

Осетинский характер

Размышления после поездки в две кавказские республики

Многое, о чём нельзя умолчать, осталось за рамками репортажа «Счастье на руинах» («СР» от 20 ноября), написанного по результатам журналистского пресс-тура в Северную и Южную Осетию. Увиденное впечатлило даже спустя столько лет после трагических событий в Беслане и Цхинвале... И дало повод поразмышлять над осетинским характером.


Кладбище детства
Первая остановка по пути во Владикавказ из аэропорта Беслан, куда прибыл наш самолёт, оставила, пожалуй, самое сильное впечатление. 266 могил. Из них 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать. И у всех одна дата смерти — 3 сентября 2004 года.
«Город ангелов» — так назвали это кладбище. Здесь покоятся погибшие при теракте в школе № 1 североосетинского Беслана. Слитые в ствол дерева четыре огромные женские фигуры распростертыми над головами руками пытаются удержать 50 устремленных в небо ангелов. У этого места особая энергетика. Все надгробия, как на подбор из величественного красного гранита, построены на средства республики. Кругом ни соринки. Лохматый мишка, забавный тряпичный бегемот с ноздрями-пуговками, трогательно разбросанные по могилке бабочки и сердечки... Кажется, вот-вот сюда придут играть. Но в ответ тишина. И это самое страшное.

От жажды пили мочу
На глаза попадает ряд надгробий с фамилией Тотиевы: Лариса, Дзерасса, Альбина, Борис, Анна, Люба. Старшей не больше 14 лет. Таких семейных могил здесь много. И везде стоят бутылки с водой, которой так не хватало детям: на третий день плена они пили мочу.
Множество этих бутылок увидим мы и в школе № 1 Беслана, где всё случилось. Шесть лет к ней не прикасались и только сейчас начали надстраивать крышу. Здесь больше никогда не ступит нога ребёнка: здание хотят сохранить как памятник невиданной жестокости. Разрушенный спортзал, в котором держали детей, исписан сотнями скорбных признаний, стены продырявлены, как сыр. Всё это вы-глядит таким абсурдным: храм детства, храм знаний, обдающий холодом смерти.
Коллеги просто молча выходили курить. Стая птиц, выпорхнувших откуда-то из-под конструкций, вдруг напомнила детей, вылетающих из рук матерей-статуй в «Городе ангелов».

«Аллах акбар!» И выстрел в спину
Один из наших водителей — Эдуард — был в Беслане во время событий, получил там осколок под сердце. В откровенном разговоре признался: тогда испытал настоящий шок. Всю жизнь (а был он уже в почтенном возрасте) исповедовал мусульманство и несколько недолюбливал православных. Но после Беслана открыл чистый лист. Увидев, как мусульмане стреляли в спину убегавшим детям и кричали: «Аллах акбар!» —и как самоотверженно при этом российские ребята подразделения «Альфа-Вымпел» шли на смерть, спасая детей, возненавидел свою веру. Так он пришёл к православию.
Удивительно, но тот же Беслан, создававшийся как чисто мусульманское поселение, сегодня на 98 процентов православный. При этом осетинам не возбраняется просить покровительства и у языческих заступников. Самым почитаемым из них является Уастырджи — святой Георгий, покровитель мужчин и путников, за которого по традиции здесь произносят первый тост.

Противоядие жизни
Своё кладбище защитников республики есть и на территории школы № 5 в Цхинвале, которую мы посетили позже. Могилы и памятники преследовали нас повсюду. Ведь память для осетин — понятие особое. Священное.
Стойкие, немногословные, вдумчивые — такими осетин сделала многолетняя борьба за независимость. Жизнь в постоянном ожидании угрозы выработала своё противоядие. Перед поездкой в Южную Осетию нас предупредили: там много стройных красивых девушек, которые выглядят очень эффектно, ходят на каблуках. Это своего рода защита: слишком много мужчин было уничтожено в конфликтах с Грузией. Здесь отменили обычай пускать автоматные очереди на свадьбах: в памяти свежи воспоминания об обстреле Цхинвала системами залпового огня «Град». Особое отношение к традициям, памяти предков. Водители, например, привстают или снимают кепки, проезжая святые места, и приглушают радио около кладбищ. Мощное национальное самосознание проявляется даже в обилии изображений Сталина. Каким бы руководителем он ни был, это фигура мирового масштаба, и корни его, как считают здесь, — в Осетии.

Башня танка в ступенях
Въезд в город-герой Цхинвал предваряет целое село разрушенных до основания зданий. Раньше в них жили грузины. По одной из версий, они сами поджигали дома, отступая во время событий августа 2008 года. По другой — их целенаправленно бомбили осетины, чтобы грузины больше не вернулись. Сегодня на развалинах растут яблони. Территорию хотят переоборудовать под аэропорт.
Сам Цхинвал фактически город-музей: на многих домах, даже восстановленных, сохранены следы от вы-стрелов. В центре города из ступеней здания торчит башня грузинского танка, сдетонировавшего от попавшего в него снаряда. Вытащить её из бетона так и не смогли. Часто приходилось видеть рыжих коров, бредущих по автотрассам на фоне развалин. Красноречивый символ разрушенного сель-ского хозяйства, которое предстоит восстанавливать годами.
Впрочем, потрясают и масштабы восстановительных работ. На панораме города это хорошо видно: новые крыши — бордового цвета. И таких — каждая вторая. По контрасту с абсолютно «голым» изнутри помещением администрации президента республики удивляет шикарно отстроенное здание ГТРК «Ир» с зеркальным полом. Оно оснащено по последнему слову техники, чему искренне позавидовали коллеги с «Поморья». Кстати, во время нашего визита молодую команду телерадиокомпании приехали обучать мастерству режиссёр и оператор телеканала «Россия».

«Спасибо, Россия!»
Связи России и Осетии сегодня, безусловно, очень крепки: коренные осетины спокойно говорят по-русски, многие даже утрачивают родной язык. Нас там встречали как дорогих гостей, радушие это было искренним. Пусть и независимая, Осетия всё же полностью дотационная республика. И надписей «Спасибо, Россия!» там очень много.
На этих величественных раздольных землях поражает особая внутренняя тишина, нарушаемая лишь шёпотом бегущих рек. Всё это так не вяжется с разрухой, болью в глазах людей, измученных постоянным ожиданием борьбы... Возвращаясь из Цхинвала во Владикавказ, мы встретили траурную процессию. А чуть позже — широкую свадебную. Магический круговорот. Удивительная страна. И удивительны люди, живущие в ней, посреди жутких развалин строящие своё будущее.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Осетинский характер
Дата публикации: 1 декабря 2010

Автор(ы): Екатерина Курзенева   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1288
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia