Н.Г. Лютикова: «Ветераны — частичка нашей истории». Фото В. Бербенца
Н.Г. Лютикова: «Ветераны — частичка нашей истории». Фото В. Бербенца
ПЕРСОНА

Во всём виновата романтика


Гостья редакции снимает пальто, и в кабинете будто заря занимается от ее красной кофточки. Я нарочито зажмуриваю глаза, Надежда Григорьевна смеется: «Да-да, я люблю красный цвет... Между прочим, мое первое нарядное платье, которое смастерили с мамой без швейной машины, имея в руках лишь простую иголку, тоже было алое. Простенькое такое, из штапеля. Я как раз закончила седьмой класс. Денег тогда не хватало постоянно, родители колхозники, папа вернулся с войны инвалидом. Я набрала в лесу грибов, продала, и купили материи».


Вот так сразу у нас с Н.Г. Лютиковой, которую многие горожане помнят как директора городского краеведческого музея, и завязался разговор о жизни. Надежда Григорьевна вспоминала, что шить научилась еще в детстве, — маме приходилось портняжить на всю семью. Даже куклы у девчонок были тряпичные, но все равно любимые...
А то красное платье стало отметкой, с которой началось взросление. Надя мечтала стать воспитателем — эта работа была на виду, вызывала в душе уважение: в их деревне Мостовка в Ивановской области был детский дом. Но после окончания семилетки ее вместе с подружками занесло в город Кинешму. Одноклассницы надумали поступать в медтехникум, она — «за компанию». Два предмета сдала на отлично. А с Конституцией СССР не заладилось. «Деточка милая, Основной Закон страны не знаешь. А еще в красном платье...»
Несостоявшаяся студентка приехала домой в расстроенных чувствах. Отец не стал церемониться: «Ну что, дочка, учиться или работать в леспромхоз?» Она потупила глаза, потому что вальщик леса из нее никакой: силенок маловато. «Тогда садись на велосипед — и в Каргино, сдавать документы в восьмой класс». Вдогонку незло погрозил: «И чтобы у меня без провалов с Конституцией, понятно?»
Провалов больше не было. Она всегда чувствовала ответственность за все, что бы ни делала. В 12 лет участвовала в ВДНХ, вырастив на пришкольном опытном участке обильный урожай сахарной свеклы, которую не брались разводить даже в колхозе, культивируя только кормовой сорт. За что и получила медаль. После окончания десятилетки по направлению райкома комсомола поступила в культпросветучилище на клубного работника. Заведовала клубом в сельской глубинке, которую народ за отдаленность от цивилизации называл Китаем. Сегодня можно улыбнуться, вспоминая, как в деревенском «храме культуры» упала печка, потому что парни, выпив, поскольку заниматься больше было нечем, затеяли драку. Как после долгих усилий ей все-таки удалось вовлечь большинство молодежи в художественную самодеятельность. Вместе с гармонистом ездили в город Юрьевец покупать гармошку на выделенные сельсоветом 400 рублей. Завклубом подавала пример в образовании: свой «культпросвет» ухитрилась окончить дважды, второй раз библиотечное отделение заочно, и сразу же поступила на истфак — опять же заочно — в Ивановский педагогический институт.
И тут следует заметить, что при всей серьезности отношения к жизни в Надежде периодически пульсировала жилка здорового авантюризма. Вот, например, звонит «без пяти минут историку» заведующая районо. Одной школе позарез требуется учитель. Математики и физики. «Ой, я физику уже забыла». — «Ничего, память молодая, вспомните». Предложение приняла, надо же когда-то начинать преподавательскую карьеру. Ночами зубрила физику, чтобы утром вести школьный урок. Не обошлось без казусов. Однажды, объясняя материал о двигателе внутреннего сгорания в тракторе, запнулась, потому что забыла, как там дальше. Выручили мальчишки, стали подсказывать, для них же эта машина была другом и братом.

Спрашиваю Надежду Григорьевну, как она оказалась на Севере? Смеется: «Романтика виновата». Это она подвигла сельскую учительницу разложить перед собой карту страны — с мыслью о дальних странствиях обозначила несколько точек, разослала письма. Ушло такое послание и в Северодвинск. И легло на стол Р.А. Скибинской, в ту пору заведующей отделом культуры в нашем городе.
Надежде Григорьевне поручили руководить библиотекой в поселке Белое Озеро, затем преподавала в школе. Там, на Белом, она нашла и семейное счастье. Позднее, когда мужа Валерия Ивановича, участкового милиционера, переведут в Северодвинск, для нее начнется новая эпоха. В школе № 2, широко известной своим ленинским залом, преподавала историю и обществоведение. При оформлении стендов учителю истории очень пригодился опыт клубного работника. Эти ее способности нашли применение и при создании народного краеведческого музея: Н.Г. Лютикова на общественных началах будет участвовать в создании экспозиции, посвященной истории Северодвинска. И когда музей впервые торжественно распахнет свои двери, директор Е.И. Пенкина попросит именно Надежду Григорьевну провести экскурсию.
В 1976 году музей перевели в ранг государственного, открыли четыре штатные единицы. Н.Г. Лютиковой предложили работу старшего научного сотрудника. Эта женщина отдала музейному делу 20 лет, из них 15 — была директором. И даже будучи на за-служенном отдыхе, восемь лет руководила выставочным залом в художественной школе № 2. Наверняка продолжала бы, кабы не внучка Оленька, которой нужен пригляд.
Недавно Надежда Григорьевна возглавила первичную ветеранскую организацию работников культуры. Общественная работа очень даже перекликается с профессиональной. «Ветераны — частичка нашей истории. Их нужно беречь, понимать. И всячески им помогать».
У нее это получается как-то по-особому, душевно. Она любит делать сюрпризы своим подопечным к дню рождения. Например, подарить изготовленные своими руками бусы из текстиля. Именинники радуются. Надежда Григорьевна — тоже. А 16 февраля у нее юбилей. Поздравляем!

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Во всём виновата романтика
Дата публикации: 12 февраля 2011

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: город

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia