Фото А. Приказчикова
Фото А. Приказчикова

Сто лет не шёлком вышиты…

Вековой юбилей долгожительницы

Когда Нина Петровна Титова волнуется, ей хочется потеребить накинутый на плечи платок. Вот так же и в первые минуты нашего знакомства. Отложила Библию, над которой склонилась (как раз заканчивалась предпасхальная неделя), — пальцы застенчиво коснулись уголочка узорчатого посадского платка.


Хотя чего волноваться-то? Если и ускользнет из памяти то, чем хотела бы поделиться, поддержка рядом: к матушке подсаживается дочка Лидушка — Лидия Васильевна. Заглядывает в комнату и внучка Людмила. Ее, кстати, возле дома ожидает такси, нужно ехать по делам. Но разве может она не сказать ласкового словечка о той, с которой так нежно дружит?
— Не забудьте написать, что бабушку в молодости называли славутницей. Значит, девка славная на всю округу: пригожая, убористая да работящая. Так ведь, баушк?
— А и вправду, — оживляется Нина Петровна. — Но не только одну меня величали славутницей. Сестриц моих тоже. Нас было шесть. А брат седьмой.
Вот так и завязалась наша беседа. Долгожительница, которой вчера исполнилось сто лет, родом из деревни Фатьяново Вожегодского уезда Вологодской губернии. Отец умер, когда ей, младшенькой, было всего семь лет. Все нешуточное хозяйство, в котором пахали, сеяли, «куда как с добром» выращивали лен, ячмень, держали семь коров, две лошади, легло на плечи «печельной» матери и ее домочадцев. Но дети, сызмальства приученные к работе, без нее себя и не помышляли, нажитой родительским потом благодати разориться не позволили. Ивановых за «зажиточность» несколько раз хотели раскулачивать, но заступались сельчане... А кончилось тем, что дружная семья в полном составе по собственному желанию записалась в колхоз, передав ему в общее пользование все «имение».
Воды с тех пор утекло целое море, но Нина Петровна не забыла, как в их скотный двор приходили доить их же коров женщины в красных косынках. Поначалу было непривычно. Но вскоре и сама поступила на животноводческую ферму. Тем более что славутница быстро вышла замуж, пошли свои детушки.
— Вы пережили столько эпох, правителей. Когда вам жилось лучше?
Вздыхает:
— Эх, милая, лучше, когда работаешь в полную силушку...
Эта женщина сколь помнит себя, столь и трудилась с рвением, по-другому не умела. Крестьянская закваска. За что и числилась в колхозе передовиком, ее награждали премиями, отправляли делиться опытом на районные конференции.
Дочь и внучка юбилярши рассказывали, как незадолго до столетия она рассуждала: нет такой работы, которая бы ей была не по плечу. И то правда. Первостатейная хозяйка. Бывало, Нине Петровне заказывали пироги к праздничному столу аж из других деревень. Она же и великая умелица ткать холсты, половики. Как и прясть шерсть. Научила этой хитрости даже одну из своих внучек — Ирину. Надо видеть, какими руко-творными радостями украсила непревзойденная мастерица квартиру дочери: стоит войти — сразу цепляют взгляд коврики на полу в виде скрепленных каким-то особым образом сказочно прекрасных голубых и розовых блюдец.
— Мамину любовь к уюту, опрятности не смог стереть даже глубокий возраст, — говорит Лидия Васильевна.
Сегодня долгожительницу подводит зрение. А раньше, как говорится, хлебом не корми, дай занятие рукам. Очень интересовалась и новостями. Неграмотная — окончила всего один класс, но политику всегда знала назубок. Можно было не включать телевизор — за ужином старшая хозяйка «образовывала» младших, рассказывая все, что произошло в стране и в мире.
Еще Нина Петровна редкая «песельница». Она мне спела свою любимую старинную песню «На берегу сидит красотка» из шестнадцати куплетов. И даже подарила отпечатанный текст, который притягивает «обходительными» словами, целомудрием. Мне подумалось, что в этой песне отражается частица души Н.П. Титовой, которая всегда была настроена на добро, наставляла своих семерых детей (тоже семерых, как и у ее родителей!) одной короткой фразой: «Если говорят хорошее, стойте и слушайте. А худое слушать не надо, сразу уходите».
Кстати. Все дети столетней юбилярши — четыре дочери и три сына — живы-здоровы (сплюну через левое плечо, чтоб не сглазить). Только один — Демьян — вдали от матушки, на Украине. Остальные в кучке, то есть в своем городе или в Архангельске. В этой огромной дружной семье почти полсотни человек. У Нины Петровны 16 внуков, 18 правнуков, две правнучки. Нетрудно представить, сколько любви проливается сегодня на самую старшую и мудрую в их роду...

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Сто лет не шёлком вышиты…
Дата публикации: 30 апреля 2011

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Возраст мудрости, Новое на сайте

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia