Слабые стороны экономической политики


Аналитики Института региональной информации проанализировали антикризисную деятельность администрации Архангельской области, влияние областного правительства на социально-экономическое развитие региона, сообщают газета «Бизнес-класс. Архангельск» и агентство «Регнум».


Как отмечается, в регионе наблюдается ухудшение большинства социально-экономических показателей. При этом прослеживается совпадение отрицательной динамики со сменой власти в регионе. С момента вступления в должность нового губернатора, начало активной работы которого совпало с началом кризиса в стране, в области фиксируются: спад промышленного производства; сокращение объема инвестиций в основной капитал; усиление зависимости области от федерального бюджета; ухудшение качества управления бюджетным процессом. Согласно данным Минрегиона, по итогам первого полугодия 2011 года Архангельская область вошла в группу из 57 регионов с наихудшим сводным индексом социально-экономического положения. По большинству показателей Минрегион повесил на область ярлык, позволяющий сделать вывод, что итоги социально-экономического развития у нас хуже среднероссийских.

Финансовый кризис привел к резкому ухудшению ситуации в лесопромышленном комплексе региона. Многие предприятия были вынуждены перейти на сокращенный режим работы, приступить к сокращению персонала. Лесопромышленным холдингам удалось сохранить трудовые коллективы, свернув практически все крупные производственные и инвестиционные программы.

В условиях повышенной дотационности областного бюджета (в 2010 году доля федеральных дотаций составила рекордные 23%) и отсутствия хорошо выстроенных связей на федеральном уровне область имеет минимальные шансы на дополнительные объемы федеральных дотаций.

Серьезные риски для развития представляет ситуация в региональном ЖКХ. В этом смысле Архангельская область входит в список неблагонадежных субъектов РФ, над которыми установлен дополнительный контроль со стороны надзорных ведомств. Кроме того, кризис в ЖКХ напрямую влияет на степень готовности региона к предстоящему отопительному сезону. Учитывая провальные результаты (последнее место) по итогам предыдущего осенне-зимнего сезона, область будет находиться под особым контролем Москвы. Для северных регионов готовность к отопительному сезону традиционно считается важным политическим фактором.

К слабым сторонам экономической политики региональных властей стоит отнести и отсутствие серьезных сдвигов в диверсификации экономики Архангельской области. Ориентация действующей администрации на продвижение транспортных проектов (строительство глубоководного морского порта в Архангельске и прокладка магистрали «Белкомур»), которые не имеют ясной поддержки федерального центра и крупного бизнеса, может привести к провалу их реализации и дополнительным бюджетным потерям. В долгосрочной перспективе более целесообразной представляется разработка совместных проектов с соседними регионами. Например, заслуживает внимания проработка концепции дифференциации грузовых потоков в Мурманском (газоконденсатные, нефтяные грузы) и Архангельском портах (контейнерная база).
Перспективным социально-экономическим проектом для региона представляется создание специальной судостроительной зоны в Северодвинске (на базе Севмаша). Предприятия, расположенные в таких зонах, получат льготы по уплате НДС, налога на имущество, землю и амортизационным отчислениям.

В регионе накапливаются проблемы, связанные со слабым контролем над деятельностью компаний-монополистов (в различных сферах). Так, актуальной остается проблема газификации (в первую очередь Северо-двинской ТЭЦ), которую в очередной раз может сорвать ТГК-2. Кроме того, в регионе нарастает конфликт с компаниями-операторами подвижных железнодорожных составов.

На фоне других регионов СЗФО область пока слабо продвинулась в процессе внедрения института сити-менеджеров. Крупным политическим проигрышем можно считать провал планов по внедрению института сити-менеджеров в крупнейшие города области — Архангельск и Северодвинск. На фоне сложной социально-экономической ситуации структура исполнительной власти Архангельской области отличается низкой степенью консолидации. Высокая степень поляризация партийной системы региона позволяет говорить об ослаблении степени контроля губернатора над процессами партийного строительства в регионе.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Слабые стороны экономической политики
Дата публикации: 30 августа 2011

Автор(ы): Северьян Двинской
Кол-во статей у автора - 89
Рубрика статьи: Политика

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia