М-8: разбег по-холмогорски


Обновление старой трассы — это престиж Поморья


Для меня федеральные трассы М-8 и М-10, которые связывают Архангельск с двумя столицами — Москвой и Санкт-Петербургом, это хорошо знакомые дороги. Лет двадцать назад впервые доехали до Москвы на машине, с тех пор выезжаем на «большую землю» не по одному разу в год. Случалось встречать весеннюю распутицу, когда трассу заливало у Шенкурска, а возле Вельска ещё до недавнего времени крутили по извилистому серпантину. Дорога как живая артерия, связывающая регион с центром России, постоянно в движении. Развитие и состояние коммуникации на виду.

Дороги для губернаторов

До Холмогор, а теперь так и называется московская дорога М-8, трасса выглядела более-менее прилично, но далее, особенно весной, напоминала прифронтовую трассу после артобстрела.

Состояние дорог народ напрямую связывал с местом загородных резиденций губернаторов. Во времена руководства областью Анатолий Ефремов подремонтировал небольшой отрезок от Архангельска до Тойнокурья, где расположено родовое гнездо. Его преемник Николай Киселёв взял дистанцию посолиднее — до своей усадьбы в Матигорах. Так что дорога начала преображаться с небольших отрезков трассы.

Поскольку трасса федеральная, то ремонтировали её, начиная с весны, каждый год. Но кардинально это не меняло картину. Как-то в порыве отчаяния вышеупомянутый Николай Киселёв, возмущённый темпами ремонта М-8, потребовал передать её в ведение области и закрыть на капремонт. Можно только представить, что было бы после этого.

Подвижки в этом направлении, и значительные, начались уже при другой губернаторской власти. Зависит ли состояние российских дорог от региональной власти — утверждать однозначно не берусь. В СЗФО, на мой взгляд, пожалуй, первой продемонстрировала класс заботы о дорогах Вологда.

Пример соседней Вологды

Вдоль трасс в Вологодской области года два назад появились баннеры «Губернаторская программа — дороги Вологодчины». Но, когда видишь, что явный пиар соответствует реалиям, скепсиса поубавляется. Тем более когда есть с чем сравнить. Вокруг столицы соседней области появились окружная дорога, современные транспортные развязки. Езда по-европейски на вологодских дорогах так и манит нажать на газ. Но надо помнить, что в Вологде особенно активна дорожная инспекция. Не потому ли, что в городе имеется полицейская академия, есть подготовленные кадры.

Всё познаётся в сравнении. Если из Вологды держать путь в сторону Питера, то в Ленобласти начинались дороги уездного формата. По крайней мере так было ещё совсем недавно в окрестностях известного своими протестными настроениями города Пикалёво, успокоенного в своё время самим Путиным. Врезалась в память такая картинка. Караван фур, похожий на доисторических животных, раскачивается на ухабах из стороны в сторону и едва различим в облаке пыли. Помню, как на этом участке глухого бездорожья однажды ночью пробили колесо и едва добрались до шиномонтажки. Ругать архангельские дороги в таких условиях было просто грешно. Если такие дороги в Ленин-градской области... Будем справедливы: в этом году и этот участок дождался ремонта. Но больше всего радуют, конечно, изменения на родной земле.
Для меня городок Вельск имеет знаковое значение. Если уже добрался до Вельска, а это ровно 500 километров от Архангельска, то можно считать, что ты одной ногой стоишь на «большой земле». От железнодорожного переезда на выезде из города до символического знака на границе с Вологодской областью рукой подать. А дальше 90 километров по основательной бетонке до Верховажья. Далее, если не нарушать скоростной режим, часа через три можно уже гулять по Кремлёвской площади в Вологде.

Ровесница Москвы, древняя Вологда в этом году отметила 865-летие. Все, кто бывает там, отмечают одно: такое сочетание современного города и ухоженной, трепетно сохраняемой старины где ещё увидишь? Северные города, как правило, декорированы скромно, вне стиля, а тут можно видеть европейский цветочный дизайн, клумбы-композиции. Даже на асфальте видела цветы, правда, нарисованные на крышках колодцев. Вот так преобразилась когда-то захолустная Вологда.

Трасса за два года

Но вернёмся к нашему Вель-ску, который тоже изменился. Ещё недавно это был по всем приметам уездный городок. А теперь объявляет себя столицей юга Архангельской области. Провинциальные претензии? Кому-то и так может показаться. Первый раз, проезжая через Вельск, задержались там дольше, чем предполагали. Тогда по пыльным улицам петляли в поисках выезда. Трасса на Москву проходила прямо по городу, и знаков не было. Помню: на центральной улице гостиница советских времён, напротив двух-этажный сельмаг с прилавками кооператоров. А кругом небольшие домики, утопающие в зелени, усадьбы за заборами как символы тихой провинциальности.

В этом году в начале осени по дороге в Северодвинск остановилась в Вельске буквально на день, походила по тихим улочкам, отмечая про себя симбиоз патриархальности и столичный стиль потребительского направления. Множество банков, современные торговые комплексы. Высится «Пассаж», рядом новенький ЦУМ, куда можно ходить как в музей. Зеркальные стены, до блеска отполированные полы, на которые страшно ступить, чтобы не поскользнуться. А ещё писк районного масштаба — эскалаторы. Словом, все условия для шоппинга в пределах одного райцентра. Грех такое не заметить. Если магазины открываются, дома строятся, значит, у людей есть работа, деньги. Это я о динамично развивающейся экономике Вельского района.

Город на большой дороге

Теперь про Вельск такое уже не скажешь. Как и всякий город, претендующий на столицу, Вельск давно уже планировал избавиться от транзитного транспортного потока за счёт строительства объездной дороги. Говорят, что идее транспортной артерии в обход города более 20 лет. Материалы по резервированию земельных участков для реконструкции автодороги Москва — Архангельск были подготовлены Ленинградским филиалом ГипродорНИИ еще в 1985 году. Но воплотить идею в жизнь удалось только сейчас.

Современный объект транспортной инфраструктуры построили в Вельске всего за два года! Силы были задействованы немалые: около 120 единиц техники, лучшие специалисты проектных и дорожных организаций. А самое главное — финансирование. Объект обошёлся федеральному бюджету в 6 млрд. рублей. В прошлом году построено 17 километров шоссе, а в 2012-м — оставшиеся 23 километра.

Сорокакилометровая магистраль включает в себя два путепровода над железной дорогой и
150-метровый мост через реку Вель. Новая трасса имеет две полосы с капитальным покрытием, по 3,5 метра каждая. Расчетная скорость движения по обходу Вельска составляет 100 км/час. На выезде и въезде в районе поста ГИБДД установлены новые стационарные пункты весового контроля. Для того, чтобы вести мониторинг интенсивного транспортного потока. Примечательно, что именно в районе новой транспортной инфраструктуры планируется создать технопарк. Это если заглянуть в будущее южной столицы.

Проехать по новой трассе мне не удалось, на мост перед госкомиссией наносились, как говорится, последние мазки. А 19 октября в Вельске был праздник — торжественное открытие новой трассы как раз накануне профессионального праздника работников дорожного хозяйства. Участие в праздничной церемонии приняли губернатор Архангельской области Игорь Орлов, заместитель главы региона по инфраструктурному развитию Алексей Алсуфьев, руководители ряда министерств областного правительства, начальник управления автомобильной магистрали М-8 («Холмогоры») Константин Чупров, глава Вельского района Алексей Смелов. В завершение праздничной программы Игорь Орлов вручил проектировщикам, дорожникам и другим участникам строительства Почетные грамоты и благодарности губернатора Архангельской области.

Фото автора
и с сайта администрации Архангельской области

Из первых уст
Губернатор Игорь Орлов:
— Дорога открывает серьёзные экономические возможности не только для Вельского района, но и для всей Архангельской области. Она несет большую социальную, экологическую и административно-хозяйственную значимость. Многогранный инфраструктурный комплекс объездной дороги Вельска приближает Поморье к центру России, даёт колоссальный толчок к развитию Вельского района и региона в целом. Больше светлых, широких, хороших дорог!

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: М-8: разбег по-холмогорски
Дата публикации: 31 октября 2012

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Новое на сайте

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia