ОЧЕНЬ КРУГЛАЯ ДАТА

От лодки Джевецкого до «Акулы»


Центральному военно-морскому музею — одному из старейших музеев России и крупнейших морских музеев мира — сегодня исполняется 300 лет. Располагается он в историческом здании Биржи на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге.


Начало созданию музея положила Модель-камера, в которой с 1709 года по указу Петра I собирались и хранились модели и чертежи кораблей. В 1805-м Модель-камера была преобразована в Морской музей — тогда он размещался в здании Адмиралтейства, откуда в 1939 году переведён в здание бывшей фондовой биржи.
В восьми его залах отображена история русского и советского ВМФ. Здесь находится лучшая в мире коллекция моделей иностранных и отечественных судов и кораблей. Есть в музее настоящие раритеты. Например, одно из древнейших в мире судов — дубовый чёлн-однодеревка, пролежавший около 3 тыс. лет на дне Южного Буга, «дедушка русского флота» ботик Петра I, подводная лодка Степана Джевецкого — единственная сохранившаяся в стране субмарина конца позапрошлого века. Фонды музея насчитывают 664500 наименований, в том числе 1700 моделей кораблей, 7100 образцов оружия и боевой техники, свыше 1400 произведений изобразительного искусства. Филиалы музея открыты на крейсере «Аврора», на берегу Ладожского озера («Дорога жизни»), в Кронштадте («Крон-
штадтская крепость»), есть филиал «Подводная лодка Д-2 «Народоволец».
Достойное место занимает в экспозициях музея и Северодвинск. Здесь представлены модели большинства атомоходов, построенных на Севмаше: это и одна из первых АПЛ проекта 627-А, и первая атомная ракетная субмарина проекта 658. Есть в экспозиции макеты «Антея» и «Акулы».
— В июле в филиале ЦВММ «Подводная лодка «Народоволец» питерское КБ «Малахит» развернуло фотовыставку: «Малахит» — атомному флоту страны. К 50-летию вступления в строй первой отечественной АПЛ» и передало в дар музею модель этого корабля, — рассказал начальник музея А. Лялин, с которым мы связались накануне юбилея. — В хранилищах находятся и другие модели, которые будут выставлены в экспозиции нового музея: это модели АПЛ проектов 667-А, 667-Б, 667 БД, 701, 661, 685, 971, 645, 705, 671.
А вот теперь о новом музее. Дело в том, что «жить» на знакомой всем Биржевой площади ЦВММ осталось недолго. Принято решение переселить музей в Крюковские казармы, построенные в 1844—1852 годах по проекту архитектора И. Черника. С 1850 года здесь размещались флотские экипажи, а в 1860 году открылась первая Матросская библиотека «для приобщения к грамоте нижних чинов Российского флота». А в здании Биржи после его реставрации планируется разместить офис созданной недавно в России Товарно-сырьевой биржи.
Решение властей Санкт-Петербурга о переводе ЦВММ вызвало в городе реакцию неоднозначную. Например, активисты питерского Движения общественных инициатив заявляют, что «реставрация Крюковских казарм — имитация». Есть еще один нюанс — юридический: ЦВММ — музей федеральный, и решение о его переводе принимать уж никак не властям города. Впрочем, начальник ЦВММ заверил, что музей примет только полностью отремонтированное здание, оснащенное необходимыми музейными техническими средствами.
Пользуясь случаем, А. Лялин попросил нас посодействовать в пополнении экспозиции деталями АПЛ, утилизируемых в Северо-двинске.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: От лодки Джевецкого до «Акулы»
Дата публикации: 26 января 2009

Автор(ы): Александр Ширшиков   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 255
Рубрика статьи: Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia