Ледокол «Ленин» уходит в Заполярье. Фото из архива музея
Ледокол «Ленин» уходит в Заполярье. Фото из архива музея
ЛЕГЕНДЫ «ЗВЁЗДОЧКИ»

Рекорды Вильяма Калганова


В этом году у заслуженного машиностроителя РФ Вильяма Тихоновича Калганова, ныне находящегося на заслуженном отдыхе, была замечательная дата: ровно полвека назад он получил диплом в Московском институте рыбной промышленности им. Микояна на судомеханическом факультете. По распределению молодой специалист оказался на «Звездочке». О Калганове можно писать повести или роман... Но сегодня речь пойдет лишь о двух эпизодах его богатейшей практики.


Суперсекретный заказ
В заводском музее есть уникальный фотоснимок: на верхней палубе первого в мире атомного ледокола «Ленин» стоят ответственный сдатчик В.Т. Калганов, старший строитель Ю.М. Ерыкалов, директор предприятия Г.Л. Просянкин и заместитель главного конструктора проекта 92М Р.Ю. Фрейман. Снимок сделан 20 июня 1970 года после подписания приемного акта. Счастливые, улыбающиеся, с чувством исполненного долга.
Наверное, в этот момент особенно переживал Вильям Калганов, фамилией которого в целях секретности и «прикрывался» ледокол «Ленин». На всех совещаниях, директорских проверках, в заводской газете просто звучало: «Заказ Калганова». Тогдашний редактор газеты Афанасий Мосеев предложил ответственному сдатчику Калганову создать на заказе корреспондент-ский пост. Вильям Тихонович его принял и в течение всего ремонта ледокола активно использовал заводскую прессу для достижения цели — завершить к 100-летию Ленина все работы по подготовке заказа к началу испытаний. У Калганова была еще одна примечательная черта — на директорских проверках непременно высказывать добрые слова в адрес отличившихся работников и целых коллективов. Проверки порой шли прямо на борту заказа. Докладывая о положении дел, Вильям Тихонович говорил:
— О проблемах я доложил, а теперь скажу о бригадах, которые заслуживают поощрения. Бригада слесарей-монтажников Дудко из цеха 1 на два дня раньше срока установила электроаппаратуру. Бригады трубомедников цеха 9 Кропачева, Агафонова, Дурасова на день досрочно завершили монтаж «своей» системы и сдали ее под гидравлические испытания.
Поразительно: Калганов держал в памяти десятки фамилий рабочих, бригадиров, мастеров. А те, бывало, в беседах, на перекурах с уважением произносили:
— Говорят, на директорской проверке Вилли нас опять хвалил.
Именно 22 апреля 1970 года на ледоколе были завершены все работы по подготовке к началу испытаний. На другой день произвели физический пуск реактора атомной установки ОК-900, после чего начали ее комплексные испытания у причальной стенки на южных Яграх. Все механизмы, оборудование и системы работали надежно. 20 июня 1970 года ледокол окончательно сдали в эксплуатацию. После модернизации ледокол провел еще девятнадцать навигаций практически без ремонта.

Сдавал «брежневскую» подлодку
С 1976 по 1977 год на нашем предприятии проходила ремонт подводная лодка К-210 — первая из серии атомных субмарин второго поколения проекта 667А. Ответственным сдатчиком заказа назначили «ленинца» Вильяма Калганова, сдаточным механиком — Юрия Юденко. В мае 1967 года, еще во время строительства этой подлодки, на ней побывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Этот неординарный факт сопровождал корабль до его утилизации. Надо сказать, 1977 год — время сдачи заказа ВМФ — был знаменательным для Родины: страна готовилась встречать 60-ю годовщину Великого Октября. Естественно, порадовать страну трудовыми подарками решило и наше предприятие, воплотив в реальность знаменитое постановление ЦК КПСС и Советского правительства по сокращению сроков ремонта и стоимости корабля. Если прежде на возрождение атомной подлодки уходило два года, то после выхода в свет названного документа на эти цели отводилось всего 18 месяцев. Рекорд было решено поставить на заказе Калганова. И работа закипела. Помогли делу широко организованное соцсоревнование, организация работы в цехах по бригадному планированию и лицевым счетам, проведение на подлодке комсомольско-молодежных субботников. Пример в труде подавали бригады сдаточного цеха 10 А. Диева, М. Махнова, В. Анциферова, а также С. Глазычева — цех 9, А. Хотенова — цех 16, П. Семко — цех 40, В. Трофимовича — цех 41.
Ответственный сдатчик Калганов при организации работы на
К-210 широко использовал опыт, накопленный им на ледоколе «Ленин». Подлодка была сдана флоту в декабре 1977 года. Задание партии и правительства было выполнено. После ремонта подводный корабль еще почти десять лет служил флоту.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» и «брежневская» АПЛ никогда не исчезнут из памяти Корабела с большой буквы Вильяма Калганова, который на этой неделе отметил свое 75-летие.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Рекорды Вильяма Калганова
Дата публикации: 26 октября 2009

Автор(ы): Анатолий Попов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 203
Рубрика статьи: Звездочка

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia