Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Если ветер в паруса…

Генералы от оборонки выстраивают стратегию и тактику

В ДИТРе Севмаша, как уже сообщалось, прошло расширенное заседание комитета по ВПК и конверсионной политике областного Собрания.


Темы, вынесенные в повестку дня, звучали весьма актуально: создание в Северодвинске инновационного кластера (группа связанных между собой отраслей), современного КБ по проектированию морских нефтедобывающих средств на базе 176-го СРЗ, перспективные законотворческие инициативы и так далее. Решение этих проблем вызвано необходимостью дальнейшего развития в рамках ОСК и экономической состоятельности в целом. На что поставить в коммерческом судостроении. Как увязать мощности оборонных предприятий с возрождением промышленности региона, подняв собственную конкурентоспособность. Обсудить формулы с несколькими неизвестными собрались и депутаты, и промышленники области, включая малые предприятия, и представитель комитета промышленности правительства области Николай Жирков, и мэр Северодвинска Михаил Гмырин, передавший в наследство вице-адмиралу Олегу Трегубову пост председателя комитета по ВПК и конверсионной политике областного Собрания.
Олег Трегубов, пожалуй, впервые предстал в Северодвинске в новом статусе, однако к делу приступил уверенно, дал полную характеристику политической расстановки сил в мире на фоне кризиса. 12 мая президент Дмитрий Медведев утвердил стратегию национальной безопасности до 2020 года. Повышается уровень ежегодного обновления вооружения: «Дадим столько средств, сколько нужно».
Среди других приоритетов стратегии — повышение качества жизни населения и обеспечение экономического роста. Стратегия обещает обеспечить гражданам доступное жилье, достойную оплату труда, сокращение бедности и разрыва между самыми богатыми и бедными слоями населения. ВВП поднимется с 8-го на 5-е место...
Как на фоне этой отдаленной перспективы выглядит «островок спокойствия», которым иногда называют Северодвинск в силу его государственного служения? Картина смешанная. С одной стороны, обещание всемерной поддержки, гарантированный госзаказ, с другой — северодвинская оборонка стоит перед оптимальным выбором номенклатурного ряда. Очевидно, что пока не заработала рыночная структура — Объединенная судостроительная корпорация. По словам гендиректора Северного центра судостроения и судоремонта Владимира Фоменко, мониторинг состояния предприятий свидетельствует: зарплата выросла на 20%, товарный выпуск увеличился, эффективность снизилась, упала прибыль (к слову, гендиректор ОАО «Арктика» Александр Телепнев привел такие цифры: заработная плата квалифицированных рабочих на «Северной верфи» составляет 46 тысяч рублей, в Северодвинске средняя зарплата 23 тыс. руб. со всеми северными коэффициентами). Без ответа остался вопрос к дирекции Северного центра судостроения: за счет чего проводить модернизацию производства? Оборудование устарело.
О том, как может жить оборонка, стало ясно после выступления старшего научного сотрудника космодрома Плесецк Вячеслава Малациона. Мирный вошел в федеральную целевую программу. Статус ЗАТО позволил сконцентрировать немалые государственные средства. По мере того как выступающий перечислял миллиарды, выделяемые по линии федерального центра на создание социальной инфраструктуры (стадионы, жилье, аквапарки, детские комбинаты), лица генералов от северодвинской оборонки делались все грустнее. В заключение, когда В.И. Малацион сказал, что в 2009 году ассигнования уменьшились втрое и составляют где-то 1 млрд. 800 млн., можно было по выражению лиц прочитать: «Что б я так жил».
Наши предприятия пока не могут выпутаться из множества проблем — социальных, кадровых и чисто организационных. Скажем, присоединение восьми судоремонтных заводов к Центру судоремонта «Звездочка» сильно посадило предприятие экономически и финансово. Но зато, по признанию гендиректора Владимира Никитина, лежащие на боку предприятия стали подниматься.
Добиться выплаты северных коэффициентов хотя бы на выполнении госзаказа нашим предприятиям пока не удается. Значит, надо добиваться принятия целевой федеральной программы «Служебное жилье», считает гендиректор Севмаша Николай Калистратов. По его мнению, оборонка находится в состоянии перехода в новое качество. Что можно делать на Севере, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛО ВЫГОДНО? Возможно, Северодвинск станет сборной площадкой для подводных лодок и, дай бог, для авианосцев, размышляет Н.Я. Калистратов. Нужно находить прорывные ниши, как найдены на «Звездочке» производство винтов, огранка алмазов (в последнем случае необходимо решить вопрос о поставке хорошего сырья).
Нефтегазовое направление открывает немалые перспективы. Оживился интерес иностранных инвесторов к нашим предприятиям. Есть шанс использовать плюсы Северодвинска и Архангельска в конкуренции с Мурманском в праве на шельф. Первый реальный шаг к Штокману уже сделан. На базе филиала предприятия 176-го завода и СП «Звездочка инжиниринг» решается вопрос создания конструкторского бюро по проектированию морских нефтедобывающих средств. Генеральный директор Центра судоремонта Владимир Никитин заметил, что подобной структуры, объединяющей в себе мощный комплекс производственных и научных мощностей, в России еще нет, а основной проектировщик ЦКБ «Коралл» далеко на Украине. Следующий шаг — повышение конкурентоспособности. Перестроиться, дать работу маленьким предприятиям в изготовлении отдельных изделий Ярославля, Вологды, Котласа, Архангельска. Договор Севмаша с Вологодским станкостроительным заводом на производство некоторых изделий позволил в полтора раза уменьшить затраты. Более того, специалисты Центра судоремонта создали программу, в которой местным производителям отдавали бы изготовление заказов оборонки.
И надо было видеть, как ждут помощи «старших братьев» малые предприятия области. Попасть под крыло Северного центра, и в конечном итоге ОСК, хотели бы и «Красная кузница», и Севдормаш, запутавшиеся в тенетах игр собственников. Представитель «Красной кузницы» напомнил о том, что малый флот практически сошел на нет. Его надо создавать и ремонтировать. А у предприятия есть коллектив, который может это делать. Надо только помочь ему подняться с колен.
По-прежнему болезненна кадровая проблема. По словам заместителя гендиректора Северного центра судостроения и судоремонта Олега Максименко, численность работающих сегодня — критическая для выполнения гособоронзаказа. В силу демографических причин и социальных. Все участники заседания единодушны: чтобы преодолеть обе преграды, надо ускорить строительство жилья и вернуть почет и уважение профессии корабела. Прорабатывается идея открыть на базе Севмашвтуза институт переподготовки кадров и добиться статуса наукограда для Северодвинска. Это подняло бы его имидж, привлекло бы в город высококлассных специалистов. Подготовлены документы, нужна поддержка облсобрания. Мы сделали шаг к наукограду, сказал В.С. Никитин, создав филиал института проблем безопасного развития атомной энергетики.
Собственно, все, что прозвучало на заседании, для его участников новостью не было. Кто-то в процессе разговора обронил фразу:
«Калистратов бьется-бьется один...» (речь шла о строительстве жилья). Очевидно, что необходимо подключать все рычаги— и административные (умеют же делать это во время выборов!), и политические, и парламентариев, чтобы использовать шанс, подаренный северодвинским китам оборонки историей и его величеством Случаем. Раз выжили и работают, и ветер в паруса — использовать это по максимуму.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Если ветер в паруса…
Дата публикации: 22 июня 2009

Автор(ы): Раиса Евглевская
Кол-во статей у автора - 29
Рубрика статьи: Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia