Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
СКОРО ПРЕМЬЕРА

«Он пришёл» от Ярюхина


Валентина Ярюхина — режиссера с двойной пропиской (в Казани и Набережных Челнах) — знают и любят в Северодвинске. Выпускника режиссерского факультета ГИТИСА (ныне РАТИ), ученика самого Анатолия Васильева, с нашим городским драматическим театром связывает давнее и плодотворное сотрудничество.


Шести поставленных им спектаклей: «Мадам, звонят» (1999), «Продавец дождя» (2000), «Прошлым летом в Чулимске» (2001), «Человек, зверь и добродетель» (2002), «Прекрасное воскресенье для пикника» (2003), «Скупой» (2004) — к сожалению, уже нет в репертуаре театра, но в свое время они пользовались большой популярностью, и о них с теплотой вспоминают до сих пор. И вот — седьмое явление Ярюхина в Северодвинске. Сейчас он ставит остросюжетный спектакль «Инспектор Гул, или Он пришел» по пьесе Джона Бойнтона Пристли.
— Валентин Никитич, вашего возвращения в нашем театре (и не только) ждали, без преувеличения, как манны небесной. Не было времени?
— Была некоторая обида на театр. Спектакль «Скупой», в который я вложил столько сил, сняли с репертуара довольно быстро из-за актера, который ушел из театра. Мне стало любопытно, и я решил уточнить, сколько же времени шли остальные мои работы. Выяснилось, что только «Мадам, звонят» выдержала 32 показа, остальные остановились на двух десятках. Такую практику: недолговечность спектаклей, желание побыстрее преподнести зрителю новинку — я считаю порочной. Мне говорят о том, что люди не идут, нужно все время чего-нибудь свеженького. Но это наскоро испеченное «свеженькое» может сыграть дурную шутку. Я работаю по-другому — репертуарный спектакль периодически возвращаю в репетиционный процесс, что-то там меняю, оживляю, освежаю. У нас в театре спектакли живут долго. Старому самому, «Плутни Скапена» по Мольеру, вот уже десять лет. И люди ходят. Директор театра Алевтина Голубева звонила мне не один раз, но я не мог принять предложения по разным причинам: проблемы со здоровьем, постановки в других театрах. В довершение всего в 2005 году я стал художественным руководителем русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах. Правда, у меня выдалось относительно свободное время в январе, феврале и марте. И вот я здесь.
— Луиджи Пиранделло, Тенесси Уильямс, Александр Вампилов, Мольер — вы просто не оставили темных пятен на карте мировой классики. Теперь вот прижизненный классик Пристли — с его неожиданными сюжетными поворотами. Чем он вас привлек?
— Это чрезвычайно глубокая пьеса со множественными подводными течениями. В детективную оболочку вложена очень серьезная тема.
— Я бы это назвал социально-критическим зарядом...
— Да, конечно. В советское время пьесу Пристли рассматривали как критику на их, буржуазный образ жизни. Поскольку строй был другой, нас все это мало касалось. А теперь строй изменился, и мы воочию увидели все то, о чем писал Пристли, взаимоотношения между работником и работодателем к примеру. Пьеса приобрела актуальное звучание, стала понятнее, чем, скажем, в 70-е годы прошлого века. Здесь используется характерный для драматурга прием постепенного разоблачения: респектабельные леди и джентльмены оказываются бездушными циниками, предателями и даже преступниками. Социальный подтекст присутствует, но сильнее звучит экзистенциальная тема.
— В чем она, по-вашему, выражается?
— Каждый человек выбирает свой путь из многочисленных возможных и несёт ответственность за каждое совершённое им действие. Пьеса, по сути, — это предупреждение. Я ее воспринимаю через призму известной проповеди английского поэта и священника Джона Донна («Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе»). Сейчас думаю, как эти строки «вмонтировать» в постановку. Образ таинственного инспектора Гула в моем спектакле так и останется таинственным, пусть у каждого зрителя будет своя интерпретация персонажа. Премьера состоится 27 марта, в Международный день театра.
— Нашему театру, к сожалению, не везет с главным режиссером. То это место вакантно долгое время, то к очередному назначенному большие творческие вопросы. А вы бы согласились стать главрежем Северодвинского драматического?
— Я давно усвоил одну истину: чтобы тебя любили, вспоминали добрым словом, нужно либо умереть, либо уехать далеко и надолго. У нас с бывшим директором театра Виктором Дорошем был однажды разговор на эту тему. Такой осторожный разговор. Для меня возможен только паритет, раздел полномочий. А кому из директоров этого хочется? К тому же возраст: мне через два года 60 стукнет. У меня полная стабильность в Набережных Челнах, зачем ее менять? А с Северодвинским театром, думаю, продолжим сотрудничество.

Первые представления спектакля «Инспектор Гул, или Он пришел» пройдут в Северодвинском театре драмы 27 и 28 марта.
Театр «Автограф» ДК «Строитель» тоже подготовил новый спектакль. Международный день театра и свой 33-й день рождения «Автограф» решил отметить премьерой спектакля «Маленькие, да удаленькие» по пьесе О. Кузнецовой. Герои сказки отправляются в путешествие, совершают отважные подвиги и храбро сражаются с самой Бабой Ягой.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Он пришёл» от Ярюхина
Дата публикации: 20 марта 2010

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia