Визит инспектора вносит смятение в жизнь семьи Берлинг. Фото В. Бербенца
Визит инспектора вносит смятение в жизнь семьи Берлинг. Фото В. Бербенца

А совесть спит…

Наш дежурный критик побывал на спектакле «Инспектор Гул, или Он пришёл»

Он пришел. И сделал Пристли. Речь о режиссере из Набережных Челнов Валентине Ярюхине. За почти 12 лет он выдал «на-гора» в Северодвинске шесть замечательных спектаклей.


А 27 марта предложил зрителям седьмой — «Инспектор Гул, или Он пришел» — переложение известной драмы английского драматурга Джона Бойнтона Пристли «Визит инспектора».
В каждой своей работе Ярюхин ставит акцент на больных нравственных вопросах. В «Инспекторе» эта тема звучит особенно сильно в прямом и переносном смысле. Искаженная мораль «лучших» представителей буржуазного общества, их эгоцентризм, неспособность сопереживать людям не своего круга и нести ответственность за свои поступки предстают в самом неприглядном виде: каждый член богатой семьи Берлинг виновен в самоубийстве бедной девушки Евы Смит. Дабы усилить критическое звучание, режиссер применил оригинальный прием. Все звуки, которые доносятся со сцены во время спектакля — звонки телефона, раскаты грома, крики героев, очень громкие и многих зрителей заставляют вздрагивать. Но и помимо того на сцене крайне зловещая атмосфера. Того и гляди, откроется шкаф и оттуда выпадет очередной скелет... И ведь выпадает в конце концов!
Режиссер сознательно свел символику спектакля к минимуму, чтобы в самом конце поразить зрителя в самое сердце, сделав метафору «скелет в шкафу» буквальной. Разверзается бездна (задник разламывается на две части), и из тьмы небытия выходят под строки Джона Донна «По ком звонит колокол» фигуры невинно убиенных равнодушием, завистью, ложной принципиальностью. Актеры, исполняющие роли оживших покойников, с ног до головы закутаны в мешковину (видимо, аналог савана), что бьет по нервам жестко.
Обозначенный в спектакле психологический конфликт между загадочным инспектором Гулом (по-видимому, экзистенциальным воплощением Совести) и семейством Берлинг (где эта самая совесть атрофирована) универсален. Хотя действие происходит в Англии первой половины XX века, ситуацию можно примерить на нашу скорбную действительность: идеология «свой—чужой» в самой отвратительной форме царит в окружающей среде; богатству — почет и уважение, а бедность, увы, порок. Критикуешь начальство — получи расчет! А богатые мерзавцы разве не любят цинично поиграть в любовь с бедными девушками?
Подкупает и то, что режиссер внимателен к деталям, которые работают на раскрытие конфликта. К примеру, Берлинги одеты дорого и со вкусом, инспектор Гул же — в неброском костюме, немодном плаще (этакий лейтенант Коломбо), со старым портфелем.
К сожалению, не слишком вдохновил Сергей Черноглазов в роли инспектора Гула. В моем представлении этот персонаж — неумолимый, хладнокровный, мрачный. В спектакле же мы видим добродушного дедушку, который журит провинившихся внуков. Поначалу Черноглазов уравновешен, но позже сбивается на свои излюбленные метания по сцене и всплескивания руками. Неоднозначна и Галина Лишица — ледяное спокойствие ее героини Сибил Берлинг передано мастерски, но истерика в конце первого акта выглядит ненатурально, неискренне.
Пожалуй, самую сильную роль сыграла Анна Венгерович. Если разобраться, то наихудший грех в отношении Евы Смит совершила именно ее героиня — Шейла Берлинг. Действия родителей Шейлы (отец выгнал девушку с завода, мать — председатель благотворительного общества — отказала в помощи) — автоматические, в рамках их представления о порядке. Поступки ее брата и жениха скорее от безответственности, чем от злого умысла. А вот Шейла вполне сознательно, из-за капризной завистливости лишила Еву последнего средства к существованию. Поэтому, наверное, ее больше всех и потрясает известие о смерти девушки. Шейла не может прийти в себя, даже когда все, кажется, приходит в норму и совесть членов семьи вновь засыпает. Заставит ли ее проснуться новый телефонный звонок?

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: А совесть спит…
Дата публикации: 17 апреля 2010

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia