ПОМОРСКИЙ РАКУРС

«Муза, с надеждой приветствуй свободу…»


Сегодня мы отмечаем 150-летие освобождения крестьян России от крепостного права. Конечно, император Александр II подписал свой знаменитый манифест 19 февраля 1861 года по старому стилю, в пересчёте на новый будет 3 марта. Но так уж исторически сложилось, что эту дату отмечают 19 февраля.


Нам, советским школьникам, внушали, что освобождение от крепостного рабства ненамного облегчило участь самого массового сословия царской России. В значительной степени это так и было, поскольку крестьян освободили без земли. В 1975-м на факультете журналистики МГУ я писал дипломную работу «Салтыков-Щедрин о пореформенном крестьянстве». Были до последней строки прочитаны новейшее 10-томное собрание сочинений классика, горы литературоведческих и исторических книг. Суровый обличитель крепостничества (ведь его последней книгой была «Пошехонская старина»), Михаил Евграфович в силу присущего ему скептицизма неутомимо вскрывал и язвы пореформенной деревни. Да, на смену помещикам Савельцевым и Затрапезным пришли кулаки-мироеды Колупаевы и Разуваевы. Но как не вспомнить пронзительное некрасовское:
Знаю: на место цепей крепостных
Люди придумали много иных.
Так! Но распутать их легче народу.
Муза, с надеждой приветствуй свободу!

Освобождение крестьян представляло собой огромное изменение всего алгоритма их жизни. А ведь за манифестом 1861 года последовали важнейшие реформы, затрагивающие коренные интересы жизни самых разных слоёв народа: оживление экономики, военная и судебная реформы, отмена телесных наказаний, либерализация печати. Стали возможными не только существование различного рода вольных обществ, но и разговоры о конституции.
Все эти новшества были неразрывно связаны с именем Александра II. На днях я купил монографию о нём из серии «Жизнь замечательных людей». Автор Леонид Ляшенко замечает, что Александр не обладал такими волей и государственным умом, как его отец и предшественник на троне Николай I. Тем не менее Александру удалось сделать то, о чём отец мог только задумываться. И если царствование Николая завершилось позорным поражением в Крымской войне, то Александр увенчал свой срок победой в Русско-турецкой и освобождением Болгарии. Будучи в Софии, довелось лицезреть памятник царю-освободителю.
Как отмечают исследователи, русское общество (если таковое можно было считать сложившимся), в общем-то, инертно относилось к назревшей проблеме освобождения крестьян. Как чаще всего бывает в отечественной истории, инициатором перемен выступил царь-государь. И ему хватило выдержки и последовательности. В конце концов главным воспитателем и учителем Александра был выдающийся поэт друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский. Гуманитарное начало в образовании императора носило несравненно более выраженный акцент, чем у Николая, которого готовили прежде всего как военного.
Правда, для самого царя-освободителя либерализация общества вышла боком. За 15 лет на него было совершено семь покушений, последнее из которых оказалось роковым. У храма Спаса-на-крови на канале Грибоедова в Питере, где произошло покушение 1 марта 1881 года, как не вспомнить, что именно в этот день Александр должен был рассматривать проект конституции...
Русский Север не знал крепостного права. Думается, прежде всего не в силу каких-то особенностей поморского характера, а в силу экономических условий, низких возможностей товарного земледелия. Сравните города и сёла нашей области и, скажем, Поволжья. Боюсь, что сравнение будет не в нашу пользу.
На моём Каргополье эпоха Александра оставила дорогой мне след. В 1877 году одновременно с началом Русско-турецкий войны в моей родной деревне Горке была построена плотина, позволившая поднять уровень воды над порогами реки Свиди. Благодаря этому пароход из Каргополя смог подниматься в озеро Воже. Проект сулил Каргополю выход на важнейшие торговые пути, включая Мариинскую систему и Волгу. Однако спустя полтора десятка лет на Севере началось строительство железной дороги, необходимость в Онежско-Кубенской водной системе отпала. Плотина и шлюз у Горки приходили в негодность, в 1918 году движение парохода прекратилось. Но остатки старинного гидротехнического сооружения сохранились и теперь.
С Александром II нередко сравнивают реформатора современности Михаила Горбачёва. Но это сравнение хромает, хотя демократизация советского общества началась во многом благодаря инициативам генсека. Вопрос в том, чем всё закончилось — развалом СССР, уничтожением советской модели экономики, вытеснением с политического олимпа КПСС, от которой сам же Горбачёв отрёкся. Александр II оставил государство в порядке. Были созданы все предпосылки для индустриализации России, сложилось гражданское общество, территория империи приросла за счёт Средней Азии. Были преодолены негативные международные последствия Крымской войны, в результате чего вступивший на престол Александр III оказался едва ли не единственным русским царём, которому за время своего правления не пришлось воевать.
Муза, с надеждой приветствуй свободу!

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Муза, с надеждой приветствуй свободу…»
Дата публикации: 19 февраля 2011

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Политика

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia