Он всегда помнил о людях

Штрихи к портрету Давида Гусейновича Пашаева

Никогда не думал, что так непросто написать о человеке, с которым отработал более 40 лет, почти еже-дневно общаясь по самым разным вопросам. Трудно, так как понимаешь, что достойно рассказать о Давиде Гусейновиче в кратком изложении просто невозможно — настолько велик и многогранен, прост и незауряден был этот человек. О Д.Г. Пашаеве как выдающемся организаторе судостроительной промышленности, его государственной и общественной деятельности много уже написано и сказано, сейчас начата подготовка к изданию отдельной объемной книги. Я позволю себе описать лишь несколько эпизодов его отношения к людям.


Помню, в запредельно трудное время 90-х годов Д.Г. вернулся из Москвы, где в правительстве он получил строгую директиву — сократить численность предприятия на
15 тысяч человек, то есть наполовину. Беспрерывно выкуривая одну сигарету за другой, что-то обдумывая, он ходил по кабинету. Попросив у него сигаретку, я решился спросить, что он ответил этим «большим руководителям». К этому времени я уже знал, что многие высокие судостроительные авторитеты разделяли эту «идею» — оставить на заводе всего 15 тысяч человек.
— А я им сказал, что при этом работающая половина зарплату домой не принесёт — в зеленой зоне её по-бандитски встретит другая, безработная половина!
Так Д.Г. Пашаев мужественно, наживая при этом многих недругов, отстоял свою точку зрения, аргументированно доказал необходимость дополнительной загрузки предприятия, что позволило избежать сокращения и предотвратить социальный взрыв как на заводе, так и в городе. Сохранить трудовой коллектив Д.Г. всегда считал одной из главных задач в те трудные годы.
Этап выживания предприятия особенно обострился, когда очередной премьер России Кириенко обнулил гособоронзаказ, то есть Севмаш был вообще лишён заказов военной направленности. Сколько сил и здоровья потратил в это время Д.Г. Пашаев для стабилизации ситуации, её исправления, сколько гениальных идей он выносил на самый верх, вплоть до президента России! Благодаря его авторитету и новаторству идей к его мнению вынуждены были прислушиваться даже недоброжелатели.
Давид Гусейнович думал о будущем любимого Севмаша, он постоянно говорил о необходимости поддержки молодёжи. Несмотря ни на что в этот период выживания на заводе оставалось незыблемым правило: когда ушедший в армию выпускник базового ПТУ-1 возвращался, его обязательно опять принимали на завод (в год на предприятие поступали до 800 молодых рабочих).
Д.Г. Пашаев всегда верил в великую силу трудовых династий. Отправляя мать или отца на пенсию, брали на их место дочь или сына — для преемственности и чтобы как-то материально поддержать семьи корабелов. Очень уважал Д.Г. в людях преданность Севмашу.

В течение многих лет мне довелось видеть искреннее уважительное отношение Давида Гусейновича к ветеранам. Оно проявлялось во многом и передавалось большинству руководителей цехов и отделов. Как-то лидер ветеранской профсоюзной организации В.А. Никонова обратилась к Давиду Гусейновичу с просьбой оказать ветеранам материальную помощь к Дню пожилых людей.
«Хлеба горбушку и ту пополам!», — говорил Д.Г. на ветеранской конференции. Директорской властью изыскал возможность выделить каждому ветерану определённую сумму, как он говорил, на «хлеб и лекарства». Пусть это были небольшие для отдельного ветерана деньги, но для почти 16 тысяч пенсионеров сумма получалась немалая. И не вина Пашаева в том, что цены на хлеб и лекарства вскоре в России дико взлетели. Причём это решение впервые принималось в те дни, когда государство не платило заводу за выполненные по его заказу работы. Зарплату всем без исключения работающим порой выдавали всего по 200 рублей в месяц, буханку хлеба делили на части в цехах, рабочих и их детей кормили по «пашаевкам».
Не могу не сказать несколько слов об исключительно трудной работе Д.Г. по сохранению объектов социальной сферы, и прежде всего наших пансионатов «Северный» и «Орбита». Некоторыми профсоюзными лидерами был серьёзно поставлен вопрос о продаже наших пансионатов и разделении полученной суммы на всех работающих (на каждого получалось, кстати, очень немного), уже был подготовлен соответствующий проект решения. И только высокий авторитет директора, его аргументы поправили ситуацию.
Мне приходилось много заниматься проблемами наших пансионатов. Сегодня можно рассказать пару случаев, когда Д.Г. Пашаев буквально спас их от непоправимого. Как-то в этот сложный для предприятия период нагрянул в Сочи зампред правительства РФ Немцов с целью прибрать к рукам «нерентабельно работающие» пансионаты. В этот список попал наш пансионат «Орбита», куда была с соответствующим заданием направлена комиссия. К решению вопроса была подключена и краевая администрация. В результате замглавы администрации Краснодарского края прислал на предприятие письмо с выводами комиссии (недостатки, отмеченные формулировкой: «Нет круглогодичной за-грузки» — а это наблюдается во всех пансионатах) и предупреждением о соответствующих выводах не в нашу пользу. Все объяснения ни к чему не приводили. И только когда Д.Г. Пашаев с обращением от завода добился личной встречи с премьер-министром В.С. Черномырдиным, послед-ний дал отбой, и пансионат остался лечебно-оздоровительным центром корабелов-северян.
Другой пример: в Евпатории возникла сложная ситуация во взаимоотношениях с местными властями. Вообще, когда объект находится на территории другого государства, это всегда требует ряда дополнительных дипломатичных мер, особенно когда статус пансионата до конца не определён и действуют разные законодательства и другие нормативные акты, в данном случае России и Украины. В любой момент в «русский пансионат» могут быть направлены «украинские силы» — пожарные, налоговики, сан-эпидстанция, милиция и др. Для нормальной работы руководитель пансионата должен быть весьма авторитетным.
Было принято решение назначить на эту должность одного из самых перспективных в то время руководителей — заместителя начальника главного стапельного цеха № 55 Юрия Анатольевича Касича, уроженца Республики Крым. Этикет и специфика вопроса требовали согласования кандидатуры с городским головой. У городского головы Евпатории был подготовлен список из семи местных руководителей на должность директора пансионата.
Д.Г. Пашаев со звездой Героя России на груди, обаятельно улыбаясь, заверил главу города, что завод будет согласен на кандидатуру уроженца Крыма. Каким же было удивление главы города, когда позже я привез приказ о назначении Ю.А. Касича. Городской голова согласовал приказ, но попросил, чтобы заместитель тоже был местный. Позже нам удалось назначить заместителем директора пансионата ещё одного «местного» заводчанина-крымчанина, талантливого инженера и организатора, механика одного из цехов Сергея Владимировича Царёва. Тандем Касич — Царёв оказался исключительно удачным.
Вспоминая многие ситуации, свидетелем которых мне довелось быть, могу утверждать, что Д.Г. Пашаев вообще был большим дипломатом — и провести его при любых переговорах было практически невозможно. Иностранцев он, по-моему, вообще сразу видел насквозь. Логика убеждения у него была железной: всегда наглядно, с карандашом в руке, Д.Г. схематично выстраивал свои доказательства на листе бумаги.

Давид Пашаев — единственный в истории Севмаша руководитель, который вначале (в мае 1988 года) был избран трудовым коллективом предприятия генеральным директором, а затем утвержден в этой должности министром судостроительной промышленности СССР. Пять лет спустя, в 1993 году, Давид Гусейнович взял на себя дополнительно огромную нагрузку и ответственность: указом президента РФ в Северодвинске был образован Государственный российский центр атомного судостроения (ГРЦАС), куда кроме всех предприятий ВПК Северодвинска вошли предприятия и проектные организации других городов, участвующих в создании атомного подводного флота России. Постановлением правительства РФ Д.Г. Пашаев был назначен президентом ГРЦАС, одновременно оставаясь генеральным директором Севмашпредприятия. На этом посту он осуществил много масштабных дел по сохранению и развитию отечественного судостроения. И трудовые коллективы Севмашпредприятия, «Звездочки», «Арктики» и др. предприятий ГРЦАС выжили в то трудное время во многом только благодаря мудрой и твердой позиции президента ГРЦАС Пашаева.
Государственный подход Д.Г. Пашаева при решении проблем атомного подводного судостроения, всего военно-промышленного комплекса России не могли не заметить высшие должностные лица РФ; его кандидатура рассматривалась на должность заместителя председателя правительства России — руководителя ВПК.
Подписывая кадровую объективку на Д.Г. Пашаева, я испытывал чувство гордости за человека, который успешно и последовательно прошёл большое количество серьезных ступеней роста на таком гиганте, как Севмаш, школа которого дорогого стоит.
Часто ловлю себя на том, что за многие годы работы не могу вспомнить случая «публичной порки» Давидом Гусейновичем какого-нибудь нерадивого руководителя. Пашаев был строг и справедлив, по делу мог устроить крепкий разнос любому, но старался делать это без свидетелей. И никогда он не опускался до оскорбления человека! И уж тем более в присутствии коллег и сослуживцев.
Д.Г. был очень внимателен и заботлив к людям всегда, на всех должностях, где работал. Наверное, можно выпустить отдельный сборник только из перечисления конкретных добрых дел Д.Г. Пашаева. Воспоминания, как волны, бесконечно набегают, но я все же прерву (а не закончу!) своё краткое изложение.
Прервусь, чтобы обратиться к читателям этих строк: «У вас наверняка есть что вспомнить о Давиде Гусейновиче на всех участках его работы. Напишите сами или расскажите свои памятные моменты журналистам».
Характерные поучительные примеры работы и жизни Д.Г. были бы весьма полезны для будущих поколений руководителей. Я уже упоминал, что в настоящее время готовится фундаментальная книга о Д.Г. Пашаеве с авторским участием известных кораблестроителей, ученых, конструкторов, государственных деятелей. Это можно только приветствовать! Но надо быть реалистами: если качественно и максимально объемно подойти к выпуску такой книги, потребуется не менее года, а то и больше, чтобы сделать это достойно. Одно другого не исключает, пусть у нас получится многоплановый и многосерийный цикл воспоминаний.
Яркая личность Пашаева этого заслуживает!

Виктор Иванович ДАРДА, заместитель генерального директора Севмаша в 1979—2008 гг.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Он всегда помнил о людях
Дата публикации: 23 марта 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество, Судостроение

 

Один комментарий в “Он всегда помнил о людях”

  1. Эдуард Цыганков сентября 10, 2011 22:02

    Спасибо Виктор Иванович за хорошую статью о Д.Г. Пашаеве. Я знал его с 1963 года. Кстати тебя тоже знаю с этого года по работе в цехе 42. Надеюсь, что и ты помнишь тот период.
    Очень хотелось бы приобрести книгу о Пашаеве.
    Желаю тебе всего самого доброго и здоровья.
    С ув. Эдуард Цыганков

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia