РЕЗОНАНС

Здесь Русью совсем не пахнет


В своем материале о М.С. Горбачеве «Здесь Русью совсем не пахнет» («СР» от 30 марта) архангельский журналист Григорий Дитятев пишет о восторженных оценках Западом не только политической деятельности Горбачева, но и его личности. Но мы не можем простить ему распада СССР. Люди старшего поколения помнят его пространные речи, обилие общих слов, из которых и сути-то не скоро поймешь. Мы прекрасно знаем, что беловежское действие 8 декабря 1991 года — это заключительная часть драмы по развалу Союза.


М.С. Горбачев хоть и не подписывал документы в Вискулях, но его историческое участие не вызывает сомнения. Перестройкой он начал реформы, которые проводил зигзагами: шаг влево — шаг вправо, шаг вперед — шаг назад. Он не смог удержать реформы под контролем. Президент СССР обязан был знать, что происходит в стране, что назревала ситуация недовольства властью, кризис в обществе обострялся. Он должен был не уходить в сторону, пытаясь избежать ответственности. «Союз трансформируется в Содружество», — заявлял он нам на голубом глазу. Но мы знаем, что крах Советского Союза готовился на противопоставлении образов «империи зла» и «империи добра». Это было по сути поручение президента США Рональда Рейгана.
Всесоюзный референдум 17 марта 1991 года за сохранение СССР давал шанс Союзу, убедительное большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза. Но этот шанс оказался утраченным.
25 декабря 1991 года, 19 часов 38 минут. Спецназовцы устанавливают над Кремлем Российский флаг. Михаил Сергеевич решил в последний раз выступить по Центральному телевидению. История так разыграла судьбу «героя перестройки», что отвела ему роль за-крыть историю СССР. Он сказал: «События пошли по другому пути, возобладала линия на разъединение государства», — хотя сам приложил к этому руку. Никакого «прости» в его речи народ не услышал. «Царь Борис» отказался лично встречаться с Горбачевым, за ядерным чемоданчиком послал министра обороны Евгения Шапошникова. У Горбачева опять не было выбора. С бывшими и проигравшими у нас не принято лично встречаться, «друзья» тоже предали Горбачева.
Тем же вечером, 25 декабря 1991 года, на католическое Рождество Михаил Горбачев звонил Джорджу Бушу-старшему в Вашингтон: «Можете спокойно празд-новать Рождество, СССР уже не существует».
В Германии в это время шло объединение. А в США отмечалась победа в холодной войне. Некоторое время спустя Билл Клинтон заявит: «Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и тех, кто занимал проамериканские позиции, мы добились того, что собирался сделать с Советским Союзом президент Трумэн посредством атомной бомбы». Поэтому на Западе так широко и масштабно отмечают юбилей Горбачева. А в новой России гораздо скромнее. 12 июня 2004 года тогдашний президент России Владимир Путин, давая прием в Кремле по поводу пресловутого Дня независимости, оказался рядом с М.С. Горбачевым: «Он, будто одинокий, оглядывался по сторонам, а у меня не было желания с ним общаться. Нечего спрашивать, ведь все сказано».
Галина КОВАЛЬ
(пр. Морской, 24)

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Здесь Русью совсем не пахнет
Дата публикации: 5 апреля 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Политика

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia