Семь интересных фактов о пароходе «Н.В. Гоголь»


На днях столетний юбиляр завершает летнюю навигацию. В один из сентябрьских рейсов пароход посетила группа журналистов, экскурсию по судну любезно провёл генеральный директор центра судоремонта «Звёздочка» Владимир Никитин. Нынешняя навигация была для «Н.В. Гоголя» насыщенной и интересной — он принимал важные встречи, в том числе Международный туристический форум и выездное заседание Российской Академии наук. И в то же время заставила поволноваться. После катастрофы теплохода «Булгария» на Волге наш колёсник проходил серьёзную проверку и получил отличные оценки технического состояния. Несмотря на значительный возраст, двухпалубный пароход остаётся таким же молодым и полным сил, каким был в начале прошлого века! Потому что судовладелец ЦС «Звёздочка» сделал всё, чтобы и сегодня он ходил по просторам Северной Двины. Хотим сообщить несколько интересных и, возможно, неизвестных вам фактов о патриархе речного флота.


Факт 1. Земляк «Ивана Каляева»
Именно на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, где «родился» «Н.В. Гоголь», но двумя годами раньше, в 1909 году, был построен пароход «Михаил Криличевский», потом названный «Иван Каляев», который в июне 1936 года доставил в Никольское устье Двины первостроителей нашего города. В начале XX века этот завод выпускал по десятку пароходов в год. Однако до XXI века дожил только «Н.В. Гоголь», который остается единственным в России по-прежнему работающим. Символично, что вторую жизнь он получил благодаря усилиям корабелов Северодвинска.

Факт 2. Пароход ходил до Вологды

По Северной Двине «Н.В. Гоголь» ходит почти с рождения, с 1911 года. Именно тогда он был переведён из Нижнего Новгорода и начал навигацию по маршруту Вологда — Великий Устюг — Котлас — Архангельск. Оказывается, в дореволюционные времена для пассажиров I и II класса был предусмотрен комплекс удобств: библиотека, хороший буфет с напитками и кушаньями — от налима и осетрины до баранины и рябчиков. А вот простые пассажиры размещались на берёзовых дровах на нижней палубе. Был и «живой уголок» (на корме): там крестьяне перевозили коров, лошадей и поросят. Во время Великой Отечественной войны экипаж судна назвал себя фронтовым, неся трудовую вахту на Двине. В те годы за один рейс он перевозил до 500 человек.

Факт 3. Раритет наряду с АН-2
Удивительно, что на судне сохранены паровая машина и судовые котлы, изготовленные сто лет назад! В этом заслуга корабелов «Звёздочки», которые обеспечивают содержание и ремонт раритета. Завод приобрёл пароход в 1972 году и дал судну вторую жизнь, переоборудовав в плавучую базу отдыха: сделаны комфортные каюты, модернизированы системы жизнеобеспечения: пароснабжения, канализации, водоснабжения. Пароход «Н.В. Гоголь» находится в одном ряду с такими признанными техническими раритетами, как самолёты АН-2, полуторки ГАЗ-АА.
С мая 1973 года «Н.В. Гоголь» возобновил рейсы по Двине. С тех пор на борту парохода совершили прогулки более 60 тысяч человек. В 1988 году двухпалубный пароход американского типа был объявлен памятником областного значения, а в 2010 году получил Национальную туристскую премию имени Ю. Сенкевича.

Факт 4. Рождается мальчик — хорошая примета
В 2004 году на пароходе «Гоголь» появился на свет ребёнок. Во время рейса жена старшего механика Валерия Капустина Галина почувствовала недомогание, а до ближайшей остановки было далеко. Принимать малыша пришлось судовому доктору В. Голубеву. И через несколько часов счастливую маму и малыша ждала «скорая помощь» на причале в Архангельске. Сейчас третьему родившемуся в семье Капустиных мальчику семь лет, он не раз бывал на месте своего рождения, на пароходе. Говорят, что здесь познакомились несколько супружеских пар, есть и семейные династии — когда и отец, и сын работают на пароходе.
А вообще экипаж из 29 человек под командованием капитана Николая Борисовича Чуркина — дружная команда. Высокую марку одного из лучших туристических маршрутов региона поддерживает директор парохода Олег Вячеславович Девятов.

Факт 5. Место встречи важных персон
На борту парохода проходят не только праздники и деловые встречи, но и конференции, семинары и форумы как всероссийского, так и международного уровня. Какие только высокие гости не побывали на пароходе! Были здесь король Швеции Карл XVI Густав и его жена королева Сильвия, члены правительственных и общественных организаций из Швеции, Норвегии, Финляндии и Индии. В книге отзывов почётных гостей — благодарственные слова от председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина, руководителя ФСБ Николая Патрушева, экс-главы Центризбиркома России Александра Вешнякова, главы Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко, заместителя председателя правительства Сергея Иванова и экс-премьера Михаила Фрадкова. Политик Сергей Миронов оставил, например, такую запись: «Спасибо за замечательную прогулку и блестящую швартовку!» Последние два года навигацию открывает вице-премьер правительства России и министр финансов Алексей Кудрин, который, например, в мае организовал на пароходе встречу архангелогородцев-одноклассников. Теперь дело за президентом России.

Факт 6. На верхней палубе снимите каблучки
100-летие дедушка «Гоголь» встретил обновлённым и красивым. Корабелы «Звёздочки» произвели ремонт обеих палуб и обновление механизмов парохода. Например, попадая в носовой салон, вы ощущаете себя героями пьес А.Н. Островского. Изысканные обои, изогнутые стулья а-ля XIX век, элегантные драпировки бархатных штор... А на верхней палубе — новое половое покрытие из тика. Как пошутил Владимир Семёнович Никитин, скоро сюда на каблуках и шпильках проходить будет запрещено, что будет записано в рекомендациях туристам. В целях техники безопасности, конечно...

Факт 7. Загадать желание под мостом
У команды парохода есть своя морская примета — по понедельникам не начинать навигацию и стараться в рейс не выходить. А отдыхающим тут говорят: когда пароход проходит под мостами на Северной Двине, нужно успеть перебежать от кормовой части к носовой, и в этот момент загадать желание. Говорят, точно сбывается.
Вообще, пароход под надёжной защитой — он освящён настоятелем Свято-Воскресенского храма отцом Валерием Суворовым, а в носовом салоне висит икона Николая Чудотворца, подаренная несколько лет назад владыкой Тихоном (ныне покойным) во время Крестного хода по великой русской реке Двине, посвящённого юбилею Рождества Христова.
Сейчас пароход доплывает по реке до Сольвычегодска. На последнем туристическом форуме прозвучало предложение Ростуризма насчёт проекта по углублению дна Северной Двины, чтобы возродить традиционный маршрут до самого юга области. Дедушка «Гоголь» востребован не меньше, чем во времена своей юности!

При подготовке использовались материалы книги «Н.В. Гоголь». Из века в век», изданной центром судоремонта «Звёздочка».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Семь интересных фактов о пароходе «Н.В. Гоголь»
Дата публикации: 21 сентября 2011

Автор(ы): Наталья Трофимова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 298
Рубрика статьи: Звездочка, Новое на сайте, Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia