Фото автора
Фото автора

Спальный район Питера равен Северодвинску?

Северная столица глазами провинциала

— Мне у вас нравится, — рассказывал знакомый юноша, по воле случая попавший в Северодвинск из Санкт-Петербурга.
— А наша молодежь, наоборот, рвется в столицы.
— Что Питер? В центре сутолока. А спальный район, где я жил, — это тот же Северодвинск. В миниатюре.
Трудно не согласиться: у нас и архитектура, особенно район пр. Ленина, и менталитет коренной интеллигенции далеко не провинциальный. И все же у людей, выросших в небольших городах, сформировалось стойкое убеждение: столичная жизнь имеет вкус особый. Поделюсь своими наблюдениями, окунувшись на две недели в питерскую жизнь.


ТСЖ постановило
Петербург. Начало года, еще слышны отголоски новогодних праздников. Каникулы, в доме никто никуда не спешит. Просыпаешься и засыпаешь под треск петард и фейерверков за окном. Во дворе жилого комплекса дворники не спешат убирать елочку, все еще подмигивающую огнями. Перед Новым годом товарищество собственников жилья организовало детский праздник. В роли Деда Мороза выступал бородатый сосед, которого мамы и бабушки приняли за нанятого артиста и зазывали в гости, чтобы поздравил детишек и вручил подарки.
Проживание в ТСЖ имеет свои плюсы. Коммунальные платежи меньше. Все руководство, бухгалтерия в своем же доме, причем работают до девяти вечера. Сантехнику и электрику можно позвонить по мобильному в любое время. Приятно удивило, как однажды перед Пасхой жильцы дружно выходили на субботник. Желающим выдавали кисточки и краску, чтобы подкрасили ограждение у детской площадки. Потом в подъезде на доске объявлений появилась благодарность за труд.
Управление жилым комплексом — это бизнес, в котором крутятся огромные деньги. Члены ТСЖ, владельцы квартир, как и везде, мало во что вникают. О нюансах можно узнать, если в руководстве начинается разлад. Бухгалтер, как рассказывали соседи, судится с председателем, какие-то деньги не поделили. На вопрос, почему не работает мусоропровод, в ТСЖ отвечают: это собрание решило. А вы что, хотите, чтобы весь дом провонял и крысы расплодились? Как оказалось, питерские жилищники не утруждают себя обслуживанием мусоропроводов. Во многих новых домах так: запаяли трубу — и точка.

Восемь китайцев в одни «Жигули»
Как в столицах ощущается финансовый кризис? Знакомая северодвинка, живущая в Москве, рассказывала, что бросаются в глаза бесприютные гастарбайтеры. У входа в банки можно прочитать объявления: кредиты работникам финансовых компаний и банков не выдаются. Люди нанимают сторожей для охраны дач. Все напуганы и ждут всплеска преступности.
В Питере, еще не отошедшем от праздничного послевкусия, когда деловая жизнь замирала почти на три недели, картина надвигающихся проблем не так заметна. Гастарбайтеры-китайцы, которые строят в юго-западной части города микрорайон «Балтийская жемчужина», выглядят бодро. Держатся группами и в метро, и на улице. Правда, сама перспектива чайна-тауна восторга питерцев не вызывает. Как-то наблюдали веселенькую картинку: к стареньким «Жигулям», припаркованным у магазина, подошла группа китайцев с покупками. В машину залезли все восемь человек и поехали. К слову о транспорте. С 1 января до 20 рублей подорожал проезд в метро и автобусах, до 26 — в маршрутке. Комментарии в газетах сводятся к одному: сговор. А вот бензин дешевеет (в Питере это заметно), зарплата заморожена.

Ночные покупки
Январь — это традиционный месяц скидок и распродаж. Действительно ли можно сэкономить? Развешенные по всему городу рекламные растяжки зовут в торговый комплекс «ИКЕА». Приехали. Народ по залам ходит, как в музее. Со скидкой купила только убогую вешалку. Цены по сравнению с каталожными, наоборот, выросли, ведь нехитрый товар для дома под этой маркой делают почему-то в основном за границей. В «Гостином дворе» действительно были сезонные скидки. И неудивительно. Покупателей дорогих брэндовых вещей становится все меньше.
На чем народ пока не экономит, так это на продуктах. Огромные сетевые супермаркеты работают круглые сутки. Можно курсировать с тележками часами. Как-то, возвращаясь из гостей, завернули в «Карусель» уже за полночь. И что же? Людей немало, особенно у контейнеров с табличками «Все по...». Единственное неудобство для страждущих: алкогольные напитки не продают.
Цены постоянно сравниваешь с нашими. Так вот, хлеб подороже, но ассортимент велик, не перепробуешь всего и за неделю. И вкус даже тех сортов, что продают у нас, такой, что не нужно пирожных и тортов, которых, кстати, тоже изобилие. Молочные продукты стоят приблизительно столько же, мясная гастрономия, качественные колбасы дороже, все за 300 рублей и более. У прилавка с фруктами, овощами, орехами приятно удивляешься и ценам, и выбору. В северодвинском же так называемом супермаркете мытая морковь только импортная, раза в два дороже отечественной, что лежит в соседнем лотке с комьями налипшей глины.
Сетевая торговля умеет и отечественный товар преподнести в приглядном виде. Скидки не только по дис-контной карте, но и по сто рублей с каждой тысячи чека. Питерцы закупаются раз в неделю, порой и не на одну семью.
Когда в Северодвинске обнародовали планы строительства супермаркетов мега-класса и выделение под них земельных участков, то я, как, наверное, и многие, восприняла это скептически. А сколько городу нужно продовольственных магазинов?! Сейчас смотрю на это по-другому. Торговых точек действительно много, но уровень-то каков? Впрочем, в условиях кризиса экспансия столичных торговых сетей, похоже, нам пока не угрожает.

Квартира по «реальным» ценам
А что происходит на рынке недвижимости? Говорят, что квадратные метры в обеих столицах дешевеют. Трудно не заметить навязчивую рекламу на улицах: «Скидки на готовые квартиры от застройщика», «Квартиры по реальным ценам» и т.п. Значит, прежние цены были от лукавого?
...Моя бывшая сокурсница Лена пригласила посмотреть квартиру, которую построила для детей. Четырнадцатиэтажная башня, где находится небольшая двушка, по вечерам сияет иллюминацией. Территория дома огорожена, установлен шлагбаум, выставлена охрана, без пропуска и не подъ-едешь. За стеклянной дверью нарядный холл здания. Мрамор на стенах, хрустальные светильники под потолком. Хотя по дому еще ходят строители, консьержка уже на посту. Импортный лифт бесшумно поднимает на этаж, техник ТСЖ, о существовании которого владелец квартиры и слыхом не слыхивала, открывает дверь в квартиру. И мы застываем на пороге. Мрачные стены с бетонными подтеками, вместо пола — бетонная плита, даже унитаза нет... Это так называемая черновая отделка. И за такие-то деньги! Но в отличие от меня моя спутница не выглядит ошеломленной:
— Когда рубль стал падать, такой ажиотаж начался в Питере. Если я успела по 80 тысяч за квадрат купить, то соседи уже по 110 выложили...
Я прикидываю: неужели этот квадратик бетона под ногами может стоить чьей-то годовой зарплаты? Но на этом изумление не закончилось. Во дворе дома асфальт расчерчен на парковочные места для машин. (В Питере пристроить машину на ночлег — большая проблема). Новоселы по номерам ищут свои места. Вот за этот асфальт под чистым небом для одной машины, как выяснилось, уплачено 180 тысяч рублей. И эти самые места, как горячие пирожки, распроданы были за два дня. Всем, конечно же, не хватило.
Экскурсия в мир недвижимости продолжается. Припарковав свой дамский джип в проулке, мы с Леной спускаемся в метро, чтобы не стоять в пробках. Едем подписывать бумаги в фирму застройщика. Офис ее располагается в особнячке с зеркальными окнами, охраняемом, как режимный объект. Без пропуска не попадешь даже в соседний с отделом продаж коридор. Евроотделка, интерьер как в музее: картины, хрусталь, мрамор. Вальяжного вида сотрудницы с египетским после новогодних каникул загаром увешаны бриллиантами, как шамаханские царицы... Не могу сдержаться: «Ленка, ведь на ваши денежки жируют...» Пока в ожидании подруги листала глянцевые журналы, телефон офиса не умолкал. Продавцы зазывали потенциальных клиентов: приходите, у нас скидки. Квадратный метр на глазах пополз вниз.

Переписываем ценники
Я в гостях у другой своей знакомой, хозяйки небольшого торгового бизнеса в одном из спальных районов. За чаем рассказывает, как замечательно прошел новогодний корпоратив, все были просто счастливы, особенно когда владелица объявила о повышении с Нового года зарплаты сотрудникам. Я только успела спросить, не боится ли она кризиса, как зазвонил телефон. Лицо у хозяйки заметно вытянулось: «Что? Уже с завтрашнего дня и сразу на 20 процентов?» Положив трубку, разводит руками: «Слышала, что поставщик делает? Вот негодяи... Еду по точкам переписывать ценники».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Спальный район Питера равен Северодвинску?
Дата публикации: 12 февраля 2009

Автор(ы): Ирина Леонова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 167
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia