Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Шанс на жизнь

Как уменьшить ряды бездомных

Александр — бомж, но не законченный, во всяком случае разговаривать не разучился. Однако чувствуется, он уже приближается к опасной черте. Жить негде. Без работы. История для нашего времени не такая уж редкая. Хотя если вдуматься, то маловероятно, чтобы человек никогда не имел своего постоянного пристанища. А если имел, то почему его не стало? Александр «по своей дури» потерял оставшуюся после матери квартиру: пил в долг.
К сожалению, ничем помочь я не смогла. Но подсказала адрес приюта для бездомных, то есть социально-адаптационного центра «Рука помощи» по улице Садовой, 60. Через несколько дней решила узнать, как определился мой «знакомый».


На самоокупаемости
Двор дома, в котором обосновался вышеупомянутый центр, очень напоминает деревенский: банька, аккуратный штабелек недавно наготовленных дров. И стучит молоток — обычный круг забот жителей частного сектора. Меня лениво обнюхивает рыжая собака, неподалеку потягивается кот.
У вышедшего навстречу мужчины спрашиваю про Александра.
— Это я.
Но с ним нам точно не приходилось вести никаких бесед. И он, как говорит, никуда не писал, не звонил, не обращался лично: нет повода. Другой человек с таким именем в приюте не объявлялся. Во всяком случае пока.
Что ж, наверное, вот так с ходу бродяге трудно решиться прийти за помощью туда, где требуется соблюдение определенных условий, в том числе не пить, быть в ладах с правилами общежития. К тому же центр создан под крылом церкви христианской веры евангельской «Новая жизнь», которая подчинена своей дисциплине.
В этой связи вспомнилось, как в прошлом году дважды появлялся в редакции вышедший из тюрьмы некто Александр Староверов. На период адаптации бездомному давали место во временном приюте по ул. Садовой. Но парень не захотел ограничивать себя рамками, подчиняться правилам, сразу потянулся к бутылке, пьяным разгулам. Попечителям пришлось с ним расстаться. Спустя некоторое время узнала: Саша опять «залетел», отбывает новый срок...
Но продолжим знакомство с обитателями центра. Кроме 55-летнего Александра здесь живут Владимир, Игорь, Евгений. Еще двое ребят — Петр и Валерий — на работе.
Меня пригласили в дом, который, кстати, внутри намного обустроеннее, чем снаружи, поделились хорошей новостью на тему своего быта: сами застелили пол ДСП, заменили на окнах стекла. На кухне опрятно, в ней все необходимое: плита для готовки еды, посудница, шкафы, полки с контейнерами для сыпучих продуктов — все как у хороших хозяев. Мое внимание привлекает заполненный листок бумаги: меню обеда на неделю. В понедельник, например, суп гороховый и макароны с сосисками. Во вторник — суп рыбный, котлеты рыбные с пшенкой. В среду — суп-свекольник, греча с тушенкой и подливой... Кашеварит Игорь, навыкам повара его обучили в армии. Поинтересовалась, кто обеспечивает их продуктами? В основном покупают за свой счет. Ежемесячно каждый вносит в общий котел на нужды хозяйства по три тысячи рублей, ибо центр «Рука помощи» на самоокупаемости, церковь «Новая жизнь» арендует домик у частного лица. Откуда у бездомных постояльцев собственные деньги? Так ведь трое работают, трое на инвалидности — при зарплате и пенсии, хоть и невесть каких.
Ну а если бы здесь жил другой контингент — без документов, без работы, без гроша за душой? В таких случаях человека в период адаптации поддерживает благотворительная помощь, которую оказывает в основном религиозная община.
Кроме двух комнат со спальными местами, разделенных большой протопленной печкой, в доме есть еще небольшая гостиная, половину которой занимают широкий стол и книжные полки с духовной литературой. На виду переписанное крупными буквами изречение из Евангелия, которое, надо полагать, и определяет образ жизни во временном приюте. По четвергам в этой комнате звучит проповедь, потом вместе обсуждают материал, излагают свое понимание. В воскресенье обязательно присутствие каждого на службе в церкви по улице Республиканской.
Предвижу, как, читая эти строки, иной читатель усмехнется, мол, вот так на нашей почве и зреет «урожай» чуждой православию веры, ибо неоднозначное отношение горожан к евангелистам известно. Но с другой стороны, если этот урожай способен кому-то принести пользу, спасти, то что же в нем плохого? Администратор церкви, он же руководитель социально-адаптационного центра «Рука помощи» В.Б. Аршинов, вдобавок ко всему посещает и две колонии с заключенными — холмогорскую и онежскую. Он считает, что всякая вера носит воспитательный характер: «Люди должны помнить о своей душе, соблюдать библейские заповеди, находить в сердце место милосердию, состраданию». Эта философия, во всяком случае жильцам приюта, понятна, ибо у каждого из них есть возможность оценить отношение к себе людей, которые дали им шанс начать с чистого листа.

Свела одна беда
В их жизни многое складывалось не так, как хотелось бы. Что в подобных случаях делают большинство русских людей, известно: заглядывают в рюмку, а чаще — прямо в бутылку. Не миновала чаша сия и каждого из четырех моих собеседников, только в разное время и в разных обстоятельствах. Тема, чувствую, для них неприятная, ну и не будем о ней много. Однако кто, глядя, например, на Александра, сказал бы, что он когда-то бомжевал? Печать исчезла, не оставив внешнего следа. След внутри, и он постоянно саднит: на старости лет человек без своего жилища. Как рассказывает, комнату продал в тяжелые 90-е, собираясь уехать из города. Переезд сорвался, вырученные деньги растаяли как дым, бродяжничая, «посеял» паспорт. В 2003 году, когда открылся социально-реабилитационный центр, Александр был первым, к кому протянулась «Рука помощи». В.Б. Аршинов помнит, как странно одетый, изнуренный человек без определенного места жительства зашел в церковь «Новая жизнь» искать утешения от обрушившихся на него невзгод. Его поселили в приюте, помогли выправить паспорт, устроили работать.
Сегодня сторож частного предприятия получает еще и небольшую пенсию. А в общем-то Александру пора называть себя почетным постояльцем дома по улице Садовой: судьба приводит его сюда уже второй раз. До этого трое бездомных, он в их числе, снимали квартиру в складчину, но потом один умер, другой получил социальную койку. Александру плата стала не по карману, пришлось возвращаться в приют.
Мало позитива было в жизни Игоря и Жени. Игорь порвал связи с родителями (или наоборот), после службы в армии нанялся вальщиком леса, где его попросту обманули. У Жени же родителей нет, мама умерла, когда подростку было 16, до совершеннолетия воспитывался в детском доме, потом работал грузчиком. У ребят одна беда: обморозили конечности, один без ног ниже колен, другой без ступней, оба на протезах, инвалиды второй группы.
Инвалидность и у бывшего жителя поселка Белое Озеро Владимира, о чем напоминает висящая плетью рука, перенес инсульт. Группу помогли выхлопотать социальные работники, пока тот почти два года лежал в больнице на социальной койке. Владимир тоже пополнил ряды бездомных. Работая на лесозаготовках, у костра получил сильный ожог руки. Лечился в больнице, и тут вспыхнувший пожар слизал его дом. От родительского наследства остался только черный фундамент. Куда деваться? Хотел устроиться на работу где-нибудь в городе, надеялся через управление муниципального жилищного фонда обрести как погорелец крышу над головой. Выписался с обугленного места, но своего угла не получил — в городе и без него полно нуждающихся в жилье. Владимира направили решать проблему туда, откуда пришел, однако глава поселковой администрации поставил точку: раз выписался, значит, уже не наш. Вот так человек, отработавший 30 лет на лесозаготовках, оказался никому не нужным, кроме церкви «Новая жизнь».
Теперь пора задаться вопросом: почему проблемы бездомных волнуют только религиозную организацию, тогда как этим, казалось бы, должны озаботиться в первую очередь государственные структуры при поддержке органов власти?

Помоги ближнему
С верующими все понятно: независимо от того, в какой конфессии состоят, они действуют по канону «Помоги ближнему». Только в прошлом году через адаптационный центр прошли 25 человек. А что могут предложить бездомным на официальном уровне? Управлением горздрава организованы социальные койки — не для проживания, а для лечения. Сегодня десять пациентов без определенного места жительства занимают социальные койки в двух горбольницах. Иногда люди пребывают там не один год, получают инвалидность, затем попадают в дом-интернат. Но это скорее исключение, чем правило. Путь в дом-интернат сложный.
Малоимущим предусмотрена материальная помощь: из городского бюджета на эти цели выделяется ежегодно 80 тысяч рублей. В принципе от этой суммы единовременная помощь в размере 1000 рублей, а также продуктовые наборы на 300 рублей могут перепасть и бомжам. При наличии паспорта или справки, заменяющей паспорт. Только у бомжа чаще всего никаких документов, и он давно утратил способность ходить по кабинетам, предъявлять, писать, объясняться.
Подытожим. У чиновника есть к распределению деньги, а также материальные блага, хоть и невесть какие. У руководителя реабилитационного центра В.Б. Аршинова — канон «Помоги ближнему» и собственные ноги. Он ходит по инстанциям, нередко вместе с подопечными, помогает им писать заявления на материальную помощь, хлопочет о восстановлении документов, находит понимание у чиновников. «Работаем в тесном сотрудничестве». Навещает руководитель адаптационного центра также пациентов социальных коек, чьи сроки пребывания в стационаре проходят, а выписываться некуда: В.Б. Аршинов может предложить бездомным хотя бы место во временном приюте.
— Для каждого, кто попал в нештатную ситуацию и нашел дорогу к нам, намечается цель, — комментирует он.
Поставлена цель и для нынешних постояльцев реабилитационного центра.
— Игорь едва передвигается, у него плохие протезы, надо заменить. Ему и Жене предстоит переосвидетельствовать инвалидность. А потом можно будет думать о получении специальности, ребята совсем молодые, на инвалидскую пенсию не прожить. Но чтобы устроиться на работу, нужна регистрация. Нет регистрации — человек фактически бесправен, вы-брошен за борт, останется без пенсии, без материальной помощи, без медицинского полиса.
Чтобы помочь потерявшим себя людям, активисты религиозной христианской общины пытаются выявить родственников бездомных, чтобы те хоть на несколько месяцев дали временную прописку скитальцам. Но когда старания безуспешны, доброхоты, в числе которых и Владимир Борисович, временно регистрируют бомжей в своих квартирах. Раньше, как рассказывает В.Б. Аршинов, регистрировали в церкви по ул. Республиканской, но теперь это запрещают изменившиеся правила: у помещения статус нежилого.

Даёшь ночлежку!
Сколько у нас людей без определенного местожительства, никто не ведает. Но, надо полагать, много. Горожане видят их каждый день возле мусорных контейнеров. Недавно прочитала в нашей газете вопиющее письмо читательницы Г.А. Бодуновой о смерти в подвале некоего бомжа Александра. Аж бросило в жар: не с ним ли разговаривала?
Как бездомным дать шанс на жизнь? Этот вопрос за последние пять лет не раз обсуждался в кабинетах социальных структур, однако дальше проектов дело не пошло. Занималась проблемой также депутат городского Совета Т.И. Макурова, проявив интерес к принципу организации ночлежки в Санкт-Петербурге, которую видела собственными глазами.
— Содержится ночлежка под покровительством общественной организации ТАСИС и датского гуманитарного христианского агентства, — говорит Татьяна Ивановна. — Дискуссии о создании подобной ночлежки у нас велись, но постепенно сошли на нет.
Впрочем, Татьяна Ивановна не исключает, что к теме еще вернутся.
Мысли В.Б. Аршинова о том же:
— Мы готовы приобрести у города участок или даже полуразрушенное помещение, на базе которого смогли бы развиваться, строить дополнительные площади для приюта, там же временно регистрировать бездомных.
Суждено ли сбыться этим благим намерениям?

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Шанс на жизнь
Дата публикации: 15 октября 2009

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia