Кончина нашего стекла


Некролог о кончине стекольного производства в Северодвинске при «Северном рейде» прошёл как-то незамеченным. И «СР» лишь вскользь сообщал об этом. История типична и очень поучительна для истории современной России.


Построено стекольное производство в нашем городе по плану конверсии в 1995 году. С первых дней выпуска продукции, которую заказало одно из предприятий Самары, определилось направление производства — штофы для ликёро-водочной продукции. Объём производства 150 тыс. штук в месяц. Такой посуды не выпускало ни одно из предприятий стекольной промышленности ни в России, ни в мире. Так «Северный рейд» стал законодателем моды.
Первые образцы продукции прямо с колёс уходили на ведущие ликёро-водочные предприятия страны. И это в те годы, когда оборонка страдала от безденежья и зарплату на многих предприятиях нашего города выдавали буханками хлеба, талонами на еду в столовых. В жизни «Северного рейда» стекольная продукция оказалась хорошим подспорьем. В те годы в обмен на штофы по бартеру «Северный рейд» получал продовольствие от предприятий Курской, Белгородской и других областей. Работники получали под зарплату муку, сахарный песок и другие основные продукты питания. В столовой «Северного рейда» работников предприятия кормили по безналичному расчёту. Малоимущие люди нашего города питались здесь по социальным талонам. Поступление денежных средств от богатых тогда ликёро-водочных заводов позволяло выплачивать зарплату коллективу практически без задержек. Эти денежные средства пополняли оборотные средства предприятия и вкладывались в оборонку.
Руководители стекольного производства отчётливо понимали, что монополия на рынке штофов — явление временное. Поэтому Владимир Александрович Добрынин, Николай Рудольфович Кузнецов (оба, кстати, выходцы из СПО «Арктика), не считаясь со временем, разрабатывали новые варианты штофов и наборов из них. Так на свет появились подарочные наборы посуды «Кремль», «Соловецкий Кремль» и целая серия других.
Северодвинск удивлял Россию и международных производителей стекла. На международных выставках северодвинская продукция стала оттеснять продукцию исконно российских производителей посуды, таких как, например, известные стекольные заводы Владимира, Вышнего Волочка, Гусь-Хрустального, Подмосковья.
Показателем успеха «Северного рейда» стал тот факт, что нечистоплотные на руку должностные лица в разных городах стали патентовать образцы посуды, которые были разработаны «Северным рейдом». На основании полученных авторских свидетельств эти лжеавторы стали требовать гонорары. Ни много ни мало 1 руб. 50 коп. за каждый штоф и 1 руб. за каждый колпачок. Это при выпуске «Северным рейдом» «запатентованной» ими продукции по 40—50 тысяч штук в месяц. Такие иски рассматривались в конце 90-х годов в Архангельском арбитражном суде. «Северный рейд» процессы выиграл и доказал документально, что задолго до получения авторских свидетельств этих «изобретателей» запатентованная ими продукция поставлялась многим потребителям в России.
С появлением аналогичной продукции производства других стран, в том числе и Китая, рынок штофов насытился. Тем не менее получателями северодвинского стекла кроме российских потребителей были такие государства, как Украина, Казахстан, Беларусь. Северодвинское стекло и наборы из него по разным каналам приобретались и вручались президентам, сенаторам и парламентариям разных стран — Америки, Украины, России, Казахстана.
Стекольное производство не приносило «Северному рейду» баснословных прибылей. Но оно было за-гружено стабильно. 150—170 стекольщиков уверенно смотрели в будущее. Ничто не предвещало беды.
Всё изменилось с того момента, когда изпод генерального директора С.И. Бармина выдернули кресло. Пришедший ему на смену ставленник питерского концерна «Океанприбор» Н.Д. Пашков стал разваливать предприятие. Как выяснилось, не случайно.
Показателен арбитражный иск «Океанприбора» к архангельским журналистам. Агентство «Руснорд», которое 23 июня 2009 года опубликовало историю того, что произошло с предприятием, было на этом процессе ответчиком. Арбитражный суд Архангельской области вторично подтвердил, что долг «Океанприбора» «Северному рейду» по оборонной тематике составил 250 миллионов рублей. Н.Д. Пашков, придя к власти и подписав мировое соглашение с «Океанприбором», простил концерну эти долги и лицемерно объявил, что пришёл спасать «разваливающееся» предприятие. С помощью троянского коня Пашкова концерн убил сразу двух зайцев. Ликвидировал конкурента, который выигрывал конкурсы на ремонт АПЛ, предлагая цену в четыре раза ниже, чем «Океанприбор». Более того, сломав экономический механизм конкурирующего предприятия, концерн оставил его без средств на ремонт этого самого механизма.
За такое «руководство» предприятием по решению вице-премьера правительства России И.И. Сечина Пашков был уволен с поста директора «Северного рейда». Напоследок в бытность Пашкова стекольное производство было названо убыточным. Объявлено о продаже стекольного производства как непрофильного актива. Никакого конкурса не объявлялось. А вместо продажи стекольного производства оно было сдано в аренду.
Московский предприниматель А.И. Кузнецов заключил договор аренды. Нарисовал всем радужную картину перспектив развития производства. При этом руководителями «стеколки» были назначены люди, которые производством стекла никогда не занимались. Каждый из них преследовал свои интересы, и всем им вместе и по отдельности было наплевать на дальнейшую судьбу стекольного производства и людей, там работающих.
Москвич выжал из стекольного производства всё что сумел, а потом всё бросил. Всем работникам предложено увольняться, отдельной категории оформлен простой для завершения процедуры расторжения аренды. Зарплату работникам «стеколки» за последние месяцы работы никто не платит, арендную плату «Северному рейду» тоже никто не платит. (Офисное здание на ул. К. Маркса новые хозяева отдали за долги Севмашу, который его продал. А производственная часть здания остаётся за «Северным рейдом».)
Так бесславно закончилась славная жизнь уникального стекольного производства города Северодвинска, которое каждый год завоёвывало платиновые, золотые и серебряные медали за уникальную продукцию, известную как в России, так и далеко за её пределами.
На эту тему не раз доводилось говорить с ветеранами «Северного рейда». Вот их дружное мнение:
— Ни один террорист не смог бы нанести нашему городу такой ущерб. Это настоящее преступление. Но за развал производства никто отвечать не собирается.
Александр ИВАНОВ

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Кончина нашего стекла
Дата публикации: 2 августа 2011

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Бизнес, Новое на сайте, Общество, город

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia