Ключ к Арктике


В столице Ненецкого автономного округа Нарьян-Маре 6 августа прошло выездное заседание Совета безопасности России, посвящённое проблемам Арктики. Затем ряд его участников отправились по Северному морскому пути на атомном ледоколе «Ямал». Прямо на борту проходит международная конференция «Северным морским путём к стратегической стабильности и международному сотрудничеству в Арктике».


Заполярное заседание Совбеза вызвало интерес в отечественной и зарубежной прессе. «Российская газета» оперативно опубликовала интервью с секретарём Совета безопасности Николаем Патрушевым, который в отсутствие Дмитрия Медведева председательствовал на заседании.
Сегодня арктические территории считают зоной своих интересов сразу несколько государств. Причем претендуют они уже не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь России. Ряд стран предлагают даже вывести эту морскую магистраль из-под юрисдикции России. Чтобы этого не допустить, Россия должна сама значительно активизироваться в Арктике. Патрушев сослался на президента, который подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке.
При доле населения меньше одного процента в российской Арктике производится продукция, которая обеспечивает около 20 процентов ВВП России и составляет более 22 процентов общероссийского экспорта. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95 процентов газа, 75 процентов нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей Российской Федерации.
Вместе с тем очевидны масштаб и сложность решения задач региона. В настоящее время правительством России проводится большая и серьёзная работа по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года, принятых на заседании Сов-беза в августе 2008 года.
По мнению секретаря СБ, основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счёт использования Северного морского пути. При этом речь идёт не только о проводке судов, но и о создании транспортно-логистических комплексов. Также важно связать вопрос развития транспортной инфраструктуры с решением задач военной и пограничной безопасности. Особое внимание следует уделить мерам по ликвидации на территории арктической зоны стихийных свалок мусора, которые образовались за прошлые годы.
Общий объем грузопотока по трассе Севморпути в 2012 году может превысить пять миллионов тонн. В целом же эксперты прогнозируют увеличение грузооборота по ней более чем в десять раз. Чтобы представить её значение, стоит вспомнить, что этот путь связывает между собой северные регионы на протяжении около шести тысяч километров. В соответствии с проектами ресурсодобывающих компаний по освоению месторождений полуострова Ямал, развитию Сибири и Дальнего Востока арктическая морская транспортная система должна обеспечить объем перевозок по Северному морскому пути к 2020 году — до 64 миллионов тонн и к 2030 году — до 85 миллионов тонн.
Специалистам известно, что маршрут через Северный морской путь по сравнению с трассой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на десять суток, а также экономит огромное количество топлива — около 800 тонн на среднестатистическое судно. Буквально на днях завершилась проводка под личным контролем министра транспорта Игоря Левитина двух российских новейших танкеров ледового класса тоннажем 70 тысяч тонн в Юго-Восточную Азию. Эта проводка в очередной раз доказала экономическую эффективность Северного мор-ского пути.
На вопрос «РГ» о том, насколько серьёзно перед Россией сего-дня стоят проблемы северного завоза, Патрушев ответил:
— Проблема во многом связана с высоким уровнем издержек и стоимости перевозок, которые увеличивают конечную цену товаров до 60—80 процентов. Большая часть флота морально и физически устарела. Свыше 70 процентов плавсредств имеют срок службы более 20 лет и эксплуатируются на грани этого нормативного срока. Более половины главных двигателей теплоходов в ближайшее время выработают ресурс и уже сейчас нуждаются в замене или капитальном ремонте. При этом явно ощущается нехватка судов, способных работать в условиях крайнего мелководья рек с глубинами от полуметра, а также судов на воздушной подушке и экранопланов. В то же время современный этап развития северных территорий обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на малые реки, по которым в настоящее время 20 процентов объема перевозок грузов осуществляется в малотоннажном флоте. Создание новых высокоширотных глубоководных маршрутов, пролегающих севернее Новосибирских островов, позволит осуществлять судоходство крупнотоннажных танкеров и сухогрузов с осадкой более 15 метров. За счёт использования их полной грузовместимости и дополнительной экономии времени будет повышена экономическая эффективность доставки грузов Северным морским путём как в российские порты, так и в Юго-Восточную Азию.

Телеканалы, в том числе и архангельское «Поморье», в репортажах с заседания Совбеза озвучили предложение губернатора НАО Игоря Фёдорова о том, что управление Севморпутём должно осуществляться из Амдермы. Конечно, высокоширотный посёлок находится на трассе пути. Но за последнее время он пришёл в полный упадок, ликвидировано управление гидрометслужбы, которым некогда руководил Артур Чилингаров. Численность населения сократилась в разы.
Исторически столицей Севморпути всегда был Архангельск с его развитой инфраструктурой и высококвалифицированными кадрами. Губернатор Илья Михальчук, судя по всему, в заседании
Совбеза не участвовал. Но в начале недели отпор Фёдорову (впрочем, не ссылаясь на него) дала пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области. В её сообщении говорится:
— Необходимо, чтобы управление Северным морским путём было возвращено в Архангельск. Сейчас управление трассой находится в Санкт-Петербурге. На заседании Морской коллегии губернатор Архангельской области Илья Михальчук предложил восстановить федеральное государственное учреждение «Администрация Северного морского пути» и разместить его штаб-квартиру в столице Поморья. Позже эту идею поддержали председатель Государственной думы Борис Грызлов и президент Государственной Полярной академии Артур Чилингаров. Именно в Архангельской области сложился уникальный сплав практического опыта строительства судов, приспособленных для работы в самых суровых условиях Арктики, в северодвинском промышленном кластере, научного потенциала Северного Арктического федерального университета, огромного опыта моряков-полярников, которые и сейчас каждый год отправляются на изучение Арктики именно из Архангельска. В июле 2011 года архангельская научная флотилия пополнилась новым судном «Профессор Молчанов». Для открытия в Архангельске администрации Северного морского пути есть экономические, исторические и политические предпосылки. Кроме того, мощным толчком для развития всей Русской Арктики может стать строительство нового глубоководного морского порта в районе Сухой губы Белого моря грузооборотом порядка 28 млн. тонн в год.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Ключ к Арктике
Дата публикации: 10 августа 2011

Автор(ы): Северьян Двинской
Кол-во статей у автора - 89
Рубрика статьи: Политика

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia