Кому доверяли штурвал


14-й редактор о своих предшественниках


Недолгий срок Павла Аннушкина
Наш плодовитый автор краевед из Архангельска
Михаил Лощилов предоставил из областного архива общественных движений (бывшего архива обкома КПСС) ряд материалов по истории «СР». Итак...
«Из протокола № 190 заседания бюро Северного Краевого Комитета ВКП(б) от 7 марта 1937 года.
Слушали: О выпуске многотиражки на Судострое.
Постановили: На основе решения ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 года разрешить парткому Судостроя издавать 12 раз в месяц многотиражку «Сталинец Судостроя» с тиражом 3000 экземпляров. Утвердить редактором многотиражки тов. Аннушкина П.А., члена ВКП(б) с 1925 года, отозвав его из редакции «Правды Севера».
37-й был временем больших строек, в том числе и у нас, на берегах Никольского устья. Но это был и пик массовых репрессий, тотальной подозрительности. Уже
16 июля Павла Алексеевича Аннушкина подвергают жесточайшему разносу на заседании парткома Архсудо-строя. Один из участников заседания так и заявил: «Главный недостаток в никчемности руководства со стороны Аннушкина». Постановили освободить его от должности редактора, но это решение почему-то не было реализовано, и должности он лишился только после повторного обсуждения 29 октября, когда газета уже называлась «Сталинец».
Некоторое время обязанности редактора исполнял один из работников парткома. Затем был назначен С.А. Махин, который редакторствовал с 25 января 1938 г. по 15 июня 1939-го. Куда короче оказался стаж у его преемника А.Е. Андреева — с
16 июня по 5 июля 1939 года.

Тот уголок в музее
Положение немного стабилизировалось с назначением редактором выпускника Всесоюзного коммунистического института журналистики Ивана Николаевича Хрущёва, который со дня основания газеты работал в ней ответственным секретарём.
Однако он в мае 1942 года уехал из Молотовска в связи с болезнью дочери. Характерно, что Иван Николаевич запомнил свою работу в «Сталинце» до конца дней. В 1988 году, перед 50-летием Северодвинска, я получил от него письмо из Волгограда, где он проживал. Оказывается, Хрущёв прошёл Великую Отечественную войну, а после фронта его работа не была связана с печатью. Несколько позже Иван Николаевич прислал некоторые материалы о себе в Северо-двинский краеведческий музей, где был оформлен посвящённый ему стенд.

Трудная судьба Роберта Корба
28 мая 1941 года ответственным редактором «Сталинца» был утверждён Роберт Моисеевич Корб.
Обращусь к очерку Раисы Евглевской «Партийное дело редактора Корба», опубликованному к 65-летию газеты — 6 марта 2002-го. Большая еврейская семья, в которой он появился на свет ровно 105 лет назад, в годы Первой мировой войны, была эвакуирована в Вологду. Окончив еврейскую школу, с 12 лет чистил обувь, набивал папиросы, потом стал портным на швейной фабрике, где зарекомендовал себя активным комсомольцем. Окончив Северный краевой комвуз, стал газетчиком. В частности, был заместителем редактора котласской газеты «За социалистический Север», а затем редактором газеты «Гигант Севера» лесозавода им. Молотова в Архангельске (ныне Соломбальский ЛДК).
Как видим, нашу газету Корб возглавил менее чем за два месяца до Великой Отечественной войны. Ему довелось провести на этом посту труднейшие военные и послевоенные годы, а всего девять с половиной лет, что является третьим редакторским стажем в истории «СР». Но какое это было время — каждый год можно смело засчитывать за три. Сразу же ушли на фронт наиболее опытные журналисты, прежде всего мужчины. Приходилось выпускать газету при недостатке бумаги, топлива (иногда зимой типография вообще не отапливалась), в условиях свирепой военной цензуры. Тем не менее авторы материалов стремились вселить в читателей уверенность в будущей победе, сообщали о работах в порту (без указания о том, какие суда и с каким грузом туда приходили). В первые годы войны подвергалась резкой критике работа «завода» — номер или профиль его, разумеется, не назывались, но нам-то ясно, что речь шла о нынешнем Севмаше. С приходом легендарного директора С.А. Боголюбова положение заметно улучшилось, завод стал получать знамёна за победу во Всесоюзном соревновании. Это, разумеется, не прошло мимо внимания газеты.
Закончилась война, но градус бдительности по отношению к печати не снижался. К 1950-му со страниц газеты исчезли упоминания и о заводе, и о порте. А тут ещё произошло ЧП: машинистку редакции Валентину Киселёву обвинили не более не менее как в шпионаже. Арестовали, посадили в лагерь. (В конце 50-х она была полностью реабилитирована, но уже после смерти). А тогда с Корба спрашивали по полной за то, что «пригрел шпионку». В вину ему вменялись неблагонадёжность некоторых других сотрудников, в частности литработника Зискинда (бывшего политзаключённого), некоторых внештатных авторов, публикация против заведующей гороно и других должностных лиц, критические выступления на пленумах горкома партии и сессиях горсовета.
В итоге пленум обкома ВКП(б) 21 июня 1950 года принял такое решение: «За неудовлетворительное руководство газетой и проявление политической беспечности, выразившейся в привлечении к активному участию в газете людей, не внушающих политическое доверие, редактора молотовской газеты «Сталинец» тов. Корба Р.М.
с работы снять и объявить строгий выговор с занесением в учётную карточку».
Роберт Моисеевич пытался добиться справедливости, в частности не раз писал секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову. Партийное взыскание было снято, но в редакцию Корб не вернулся и вообще до своей кончины в 1975 году никак не был с ней связан, последние годы перед пенсией работал диспетчером на КСКМ. Сейчас в городе живёт его сын Вячеслав Робертович Корб — один из известных специалистов «Звёздочки» (он и передал для публикации фотографию отца, сделанную за два года до смерти).

Безвременье 50-х
А газета продолжала переживать не лучшие времена. Преобладали сухие информационные заметки с перечислением процентов, написанные канцелярским слогом отчёты с собраний. Эту ситуацию не смогла переломить целая плеяда редакторов, каждый из которых в должности задерживался ненадолго. Н.С. Зебальд работал с 21 июня по 29 августа 1950-го в роли и.о. редактора. И.Я. Шабанов редакторствовал с 30 августа 1950-го по 10 июня 1952-го.
Затем редактором в течение года был В.А. Антипин. Это первый редактор нашей газеты, с которым я был знаком лично. Фронтовик, темпераментный человек, но, кажется, лично в газету не писавший, он был в 60-е годы редактором няндомской газеты «Авангард».
4 июля 1953 г. его сменил Д.Д. Петухов, проработавший до 1 декабря 1954-го.
Характерно, что его заместителем был Витольд Александрович Хромов, который в 60-е, будучи редактором каргопольской газеты «Коммунист», привлёк в журналистику автора этих строк. В «Сталинце» Хромов был не очень заметен, как, наверное, и все провинциальные журналисты того времени. А на посту редактора в Каргополе этот израненный фронтовик проявил себя настоящим бойцом. От его критики не было застраховано ни одно должностное лицо. Сильным был журналистский коллектив. Огромная работа проводилась по воссозданию неизвестных страниц Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, что с участием Хромова установлены имена нескольких земляков — Героев Советского Союза. Плюс к тому Хромов был любимым лектором-международником, его ждали в самых глухих деревнях.
Доводилось мне знать и следующего редактора «Сталинца» Николая Александровича Попова, работавшего с 1 декабря 1954-го по 8 февраля 1956-го. В 70-е он был сотрудником газеты «Ленинский завет» Приморского района, куда мы, журналисты областного радио, забегали порой по-соседски, так как обе редакции располагались через дом на ул. А.С. Попова. Если мне не изменяет память, до прихода в журналистику Николай Александрович служил в органах.
Название «Северный рабочий» газета получила при Викторе Дмитриевиче Корсакове — 12 августа 1956 г., вскоре после ХХ съезда КПСС. А Корсаков стал редактором 8 февраля того же года. После назначения
редактором В.П. Соснина
(27 марта 1959 года) Виктор Дмитриевич работал ответственным секретарём. Потом уходил из газеты, а в
60-е снова трудился на секретарской должности. К сожалению, в последние лет 15 связь его с редакцией была утрачена.

Эпоха Соснина
Ростки хрущёвской оттепели через газетную почву пробивались, как видим, робко. Но с приходом на должность редактора «СР» Василия Соснина в газете начались перемены. Пришли новые кадры — начиная с Инессы Крыловой, которая принесла в публикации стиль человечности. Редакцию пополнили и другие журналисты современного стиля — как северодвинцы, так и приглашённые из других регионов: Евгений Дрёмов, Сусанна Козовая, Анна Сьянова, Борис Линшиц, Александр Мишарин, Михаил Попов, Герман Барболин, Раиса Евглевская, Татьяна и Юрий Шуковы, Валентин Капустин, более молодые Ольга Овчинникова, Анна Данилова, Олег Химаныч, Вячеслав Белоусов. Недолгое время — с 19 декабря 1961 года по 24 февраля 1962-го — литсотрудником «СР» работал юный Всеволод Богданов, теперешний лидер Союза журналистов России. Кстати, надо отдать должное руководству города — оно оперативно обеспечивало журналистов жильём.
Несмотря на то что цензурные оковы по-прежнему стягивали газету по рукам и ногам (нельзя было упоминать оборонные предприятия и корабли, называть должности их руководителей и работников), команда Соснина нашла способы до-статочно полно показывать жизнь Северодвинска: через людей, трудовые коллективы, выходя на темы морали. Опорой редакции стал актив внештатных корреспондентов, было налажено их обучение, на предприятиях и важнейших стройках работали боевые корреспондентские посты. Быстро рос тираж, увеличилась до пяти номеров в неделю периодичность газеты. Редакция переехала в просторное здание на ул. Советской, 11, а в 1984 году специально для неё построен офис на ул. Южной, 20.
Василий Петрович ввёл в редакции демократичный и в то же время требовательный стиль управления. Было налажено планирование на разных временных уровнях, коллективное обсуждение принципиальных материалов. Нельзя не отметить высокий авторитет Соснина у руководителей города. 12-й редактор «СР», он первым был избран членом бюро горкома КПСС и оставался им до конца своей карьеры, постоянно избирался на областные партийные конференции и даже выступал на них. О депутатстве в город-ском Совете я уж не говорю.
Оставив должность
20 июля 1985 года, Василий Петрович несколько отошёл от редакционных дел.

Много времени проводил в родном Сельце Холмогорского района, вёл огород, охотился, рыбачил. Но прошли годы, и его имя вновь стало появляться на страницах «Северного рабочего» и дочерней газеты «Полезная». Толчком стала подготовка к 60-летию газеты в 1997 году. Соснин включился в работу над нашим первым коллективным сборником «Газета выходит всегда» (он сам и предложил это название).
Василий Петрович написал два очерка по истории газеты с 1937 по 1985 год, составил списки сотрудников и внештатных авторов, хронику событий, произошедших в редакции газеты, на фоне жизни города. Он стал, таким образом, первым летописцем «Северного рабочего».
Вторым увлечением маститого автора стали рассказы и зарисовки о природе. Возвращаясь из родного Сельца, он приносит кипу материалов о жизни леса и его обитателей, которые публикуются в газете «Полезная». В 2002 году на основе этих публикаций была выпущена книга Соснина «Лесные странички», а сейчас, накануне 85-летия, Василий Петрович сдал в Северодвинскую типографию «Лесные странички-2».

Этот перестроечный Масленников
К 60-летию Андрея Масленникова я опубликовал заметку «Тринадцатый редактор». Ироничный Андрей Андреевич подзуживал: что, мол, это — намёки на мою трудную судьбу? Нет, просто номер в списке редакторов ему такой выпал. Впрочем, биография у Масленникова получилась довольно крутая.
Когда-то мы были с ним журналистами-аграрниками: он вёл сельскую тему в «Правде Севера», я — на областном радио. В 80-м судьба забросила его в Северо-двинск заместителем редактора «СР». После ухода В.П. Соснина Андрей Андреевич был назначен редактором. Он активно воспользовался возможностями, которые предоставляли перестройка и гласность. В газете остро проявилось критическое направление, под удар попали ряд неприкасаемых ранее лиц. Продолжился рост тиража. Тем более что с 6 июля 1986 года «СР» начал выходить шесть раз в неделю — в советское время это был максимум периодичности. И это была единственная подобная газета в стране.
Позже в архивах я обнаружил переписку Масленникова с различными инстанциями об увеличении формата газеты с А3 на А2. Это ли не мечта — стать большой газетой. Но сбыться ей было не суждено. У Масленникова возникли определённые проблемы в личной жизни. Последовали анонимки, в результате чего он был от редакторской должности освобождён с 23 апреля 1987 года. Вызывает уважение тот факт, что, зная об увольнении, Масленников приложил много сил для празднования 50-летия «Северного рабочего», приглашал на юбилей В.Л. Богданова, работавшего тогда начальником управления в профильном комитете правительства СССР, писал в праздничный номер не только статьи, но и стихи.
Андрей Андреевич нашёл временный приют корреспондентом в газете Севмаша «Трибуна рабочего» (ныне «Корабел»). Но и в этой скромной должности он сумел проявить себя — победил на выборах делегата XXVIII съезда КПСС (тогда часть делегатов избиралась по партийным округам) аж генерального директора Д.Г. Пашаева. Впрочем, вскоре Масленников не без помпы вышел из Компартии.
Произошли перемены и в его служебном положении. Он стал собственным корреспондентом в Северо-двинске новой газеты об-ластного Совета «Волна». И зарекомендовал себя весьма зрелым и острым публицистом, не раз бросая вызов тогдашнему мэру В.И. Лыскову и его окружению. Андрей Андреевич был назначен редактором «Волны», но с ельцинским разгоном Советов газета захирела — и он вернулся в Се- веродвинск: новый мэр В.В. Росляков пригласил его своим пресс-секретарём.
Почти полтора десятка лет Масленников возглавлял пресс-службу. Он входил в близкое окружение покойного мэра А.Н. Беляева, много помогал ему в трёх выборных кампаниях и, став чиновником от прессы, не утратил в своих публикациях остроты и яркости стиля. Не дожидаясь выборов мэра в 2009 году, когда Беляев не баллотировался, принёс заявление об уходе с должности.
Новая команда у городского руля, конечно же, не устраивала Масленникова. Он становится редактором газеты «Народный ревизор», страницы которой были заполнены критикой в адрес М.А. Гмырина. Но поток спонсорских денег скоро прекратился, «Ревизор», похоже, канул в Лету.
Теперь, как говорят, Андрей Андреевич подвизается на ниве предвыборного пиара. Считается, например, что большой успех партии «Справедливая Россия» в Архангельской области на декабрьских выборах в Госдуму был в значительной степени обеспечен высоким качеством текстов, которые он поставлял.
* * *
Такова краткая хроника дел тринадцати редакторов «Северного рабочего». О работе четырнадцатого писать, разумеется, не мне.
Я приступил к работе 14 мая 1987-го и застал коллектив, настроенный на освещение самых острых и больных тем. И это удавалось, тем более что оковы цензуры постепенно спадали.
На рубеже 90-х достиг апогея тираж газеты, резко увеличилось доверие к ней со стороны читателей.
Стенд И.Н. Хрущёва в музее.
Р.М. Корб. 1973 год.
А.А. Масленников овладел всеми видами современной журналистской техники.
Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Кому доверяли штурвал
Дата публикации: 6 марта 2012

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Новое на сайте

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia