«Северный рейд» на буксире. У государства


Итог антикризисного управления: мировая с банками и завод не банкрот


«СР» в конце января уже сообщал о том, что в ОАО «Северный рейд» предстоит очередная смена директора. Называлось имя преемника — Андрей Чурсанов, заместитель главного строителя ЦС «Звёздочка». Назначение состоялось.

КТО ПРИШЁЛ

Андрей Валентинович Чурсанов — 1958 года рождения, в 1981 году окончил Севмашвтуз по специальности «Судовые ядерные энергетические установки».
С 1975 г. трудился на «Звёздочке», с 1984 по 1986 год — секретарь комитета ВЛКСМ. Член политсовета местного отделения партии «Единая Россия».

История «Северного рейда» в точности повторяет историю многих российских предприятий, которые оказались невостребованными капиталистической экономикой и проедают свои ресурсы.

За последние три года в кресло директора садится пятый руководитель. В прошлом остались громкие разоблачения Сергея Бармина, нанёсшего ущерб родному предприятию, но выстрел оказался холостым. «Сколько всего было наворовано», — слышала я высказывания одного из очередных директоров, который, очевидно, имел в виду не одного человека. «Все знают, и всё безнаказанно?» — высказала я наивное удивление. «У меня на это нет времени. Заводом надо заниматься. А те, кому по должности положено, не заинтересованы...»

У «Северного рейда», как говорится, свои скелеты в шкафу, связанные, как говорили, с рейдерским захватом предприятия питерским «Океанприбором». Большой концерн поглотил маленького, но гордого конкурента? Вся эта история и её действующие лица уже в прошлом, оценки разнятся в зависимости от конъюнктуры.

Февраль 2012-го стал датой прихода очередного директора. Самый молодой из руководящего состава 34-летний Александр Новопольцев приехал из Питера на условиях совмещения, не расставшись с должностью заместителя генерального директора «Океанприбора» по межкорпоративным связям. И проработал в Северо-двинске ровно год. Занимая одновременно два кресла, приходилось Александру Сергеевичу трудиться вахтовым методом. На заводе говорят, что на неделе два дня директор был в Северодвинске, потом в Питере, затем в Москве. И так целый год.

Журналисты нашей газеты встречались с ним дважды. После назначения и накануне отъезда. До назначения Чурсанова оставалось несколько дней.
...Рабочий день уже закончился. В заводоуправлении можно было видеть только людей на вахте. В переходах здания так темно (электроэнергию экономят), что без сопровождающего можно за-просто заблудиться. Единственное светлое пятно — стеклянная дверь в приёмную директора: Новопольцев при таком ритме работы засиживается допоздна, поток посетителей не иссякает. Но перед очередным Александр Сергеевич извиняется: «Опаздываю на самолёт, этот вопрос через пару дней решим». Впрочем, меня он принял ради короткого интервью, не скрывая, что у предприятия скоро будет новый директор.

Настроение у него было бодрое, держался интеллигентно раскованно, демонстрируя столичный стиль топ-менеджеров. Я подыграла: «Мавр сделал своё дело, мавр может удалиться? Год назад вас едва уговорили прокомментировать ситуацию на заводе. Сегодня, судя по всему, что-то случилось приятное?»

«Северному рейду», наверное, на роду написано быть в центре интриг. Год назад на заводе по решению арбитражного суда была инициирована процедура банкротства. Что это такое, в Северодвинске мы видели на примере Севдормаша, теперь ПАТП. Но на «Рейде» это происходило удивительно тихо, волны народного протеста не выплескивались за проходную предприятия. Это не Севдормаш, где людям не платили зарплату, а они ходили по судам, стучались во все инстанции, и в конце концов им кинули кость, где мяса было чуть-чуть. На пр. Победы зарплату выдавали, хотя и поменьше, чем на других оборонных предприятиях. Шли сокращения, называемые оптимизацией, которые проводит каждый новый руководитель. Невольно задаёшься вопросом, кто же это додумался набрать столько лишних людей (говорят, особенно много управленцев), что можно без ущерба сократить человек 200. Сейчас, правда, по словам Новопольцева, осталось 764 человека, и кадровый маятник пошёл в другую сторону. Требуются рабочие-специалисты под основную программу. А все побочные производства, за счёт которых рассчитывали сохранить завод, ввиду убыточности закрыты. Стекольный цех приказал долго жить ещё при директоре Николае Пашкове. Сейчас закрывается производство сборных щитовых домиков. На площадке перед заводоуправлением выставочный образец — домик под названием «Бабочка» — уже последний. Куплен и скоро будет вывезен.

Но вернёмся к радостным событиям и поводу для них. Основные кредиторы — банки — подписали мировое соглашение с предприятием на 700 млн. рублей. А 28 декабря арбитражный суд прекратил производство по делу о банкротстве. Хэппи-энд, да и только. Он, оказывается, бывает не только в кино. Распоряжением правительства выделены 516 млн. рублей в качестве субсидий предприятию. По словам Новопольцева, это случай уникальный, помощи такого масштаба в России ещё не было.

Впрочем, если бы банки-кредиторы получили карт-бланш, то теоретически, наверное, можно было бы банкротить и такой гигант, как Севмаш. Правда, за кредиторкой стоят не снегоочистители и муниципальные пассажироперевозки, а гособоронзаказ и ОСК. Кроме того, проблемы потенциального банкрота по цепочке отражались на выполнении оборонзаказа на других предприятиях. И ещё существенный момент: тонущий «Рейд» оказался в одной связке с «Океанприбором», чего так боялись предыдущие руководители. Оппоненты того же Николая Пашкова, например, обвиняли его в том, что по заданию «Океанприбора» умышленно ведёт завод к банкротству.

Новый руководитель Андрей Чурсанов считает, что ситуацию удалось переломить благодаря принятию стратегического решения о вхождении предприятия в ОАО «Концерн «Океанприбор». Александром Новопольцевым на посту гендиректора был выполнен огромный объём грамотных действий по выводу предприятия из кризиса. В том числе — сокращение непрофильных направлений, которые приносили колоссальные убытки. Со своей стороны «Океанприбор» обеспечил «Северный рейд» большим объёмом выгодных контрактов, что во многом было политическим решением. В результате длительной работы с правительством России Александру Новопольцеву и руководству концерна удалось привлечь государственную субсидию для решения финансовых проблем.

Среди главных своих задач в новой должности Андрей Чурсанов называет сохранение коллектива и привлечение новых квалифицированных кадров, обеспечение роста заработной платы до уровня средней по северодвинским предприятиям машиностроения и техническое перевооружение.
Отдадим должное всем участникам операции по освобождению «Рейда» из финансовой пропасти. Работа была трудная, но сейчас предприятию предстоит не менее сложный этап — выстроить такую экономическую модель, которая поддержит его на плаву.

Фото В. Бербенца

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Северный рейд» на буксире. У государства
Дата публикации: 26 февраля 2013

Автор(ы): Ольга Овчинникова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 542
Рубрика статьи: Самое читаемое

 

Один комментарий в “«Северный рейд» на буксире. У государства”

  1. vpavela марта 4, 2013 10:53

    И где сейчас все эти многочисленные директора Северного рейда—Полярной звезды???

Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia