Корабел с лешуконскими корнями


Вспоминаются дни, когда ветераны кораблестроения и флота, военные моряки и корабелы дня сегодняшнего, все, кто отдает делу укрепления могущества нашей Родины свои знания и силы, отметили 50-летие создания первого в стране атомохода К-3, которому дали гордое имя «Ленинский комсомол».


*Построенный на прославленном Севмаше, этот корабль явил собой новую эру в развитии отечественного флота. В этот день среди многих принимал поздравления и уроженец земли лешуконской, известный в Северодвинске корабел Виталий Ильич Тараненко. Увы, год назад он ушёл из жизни...

Трудовой путь будущий известный корабел начал 30 января 1963 года в «полтиннике» — так заводчане называют самый большой стапельно-сборочный цех Севмаша. Начал под руководством орденоносца Ивана Максимовича Бабака. Через полтора, а не через четыре месяца, как это предписывали нормативные документы, молодой человек освоил теорию корпуса корабля, основы электросварки и газорезки, научился читать чертежи, и ему был присвоен разряд.

А потом в судьбе Виталия Тараненко была первая субмарина. В 1962-м на Севмаш для ремонта после аварии, унёсшей жизни восьми подводников, пришёл 901-й заказ — ракетоносец проекта 658, который в народе назвали «Хиросимой». Ремонт в сжатые сроки аварийной лодки... Впрочем, тогда такое трудовым героизмом не считалось. 17 октября 1963-го ракетоносец закачался на воде. Этот день для корабела Тараненко памятен вдвойне: в торжественной обстановке ему был вручен партийный билет.

А через год была закладка нового корабля — атомохода третьего поколения проекта 667А. Легендарная «азуха» — наш ответ американцам на их «Джорджа Вашингтона». 4 ноября 1964-го: закладка 420-го заказа. В цехе главком ВМФ адмирал флота С. Горшков, главный конструктор корабля С. Ковалёв и, конечно, легендарный директор завода Е. Егоров.
Закладную доску головной субмарины этого проекта устанавливал бригадир судосборщиков орденоносец Федор Рыжков, а приваривала ее Евдокия Ночвина — Герой Социалистического Труда.

Строительство первой «азухи» находилось под жестким контролем военного отдела ЦК КПСС. Директор Егоров утром и вечером проверял, как идут работы. Он знал многих рабочих по имени. Работали круглосуточно, ведь речь шла о достижении ядерного паритета на море с нашими противниками за океаном. Многое было внове, многое приходилось делать впервые. Например, комингсы ракетных шахт впервые были изготовлены на Севмаше. Работали и учились. Учились строить новые корабли, учились в вечерних школах и вузах. Тогда было модно работать и одновременно учиться.

В 1967-м Виталий Тараненко окончил вечернюю школу и поступил в институт. К тому времени он был уже судосборщиком — многое мог и умел. Еще во время учёбы Тараненко стал мастером, а в июне 1973-го он защитил дипломный проект, и ему предложили взять под начало ещё одну бригаду — всего 42 человека. Участок испытаний, где работал молодой инженер, носил название «Берег». Легендарный Иннокентий Бахтин — лауреат Ленинской премии, почётный гражданин Северо-двинска — говорил: «Связался с «Берегом» — забудь о доме!»

В 70-е годы Севмаш был на подъеме. Сдавали до шести кораблей в год — рекорд до сих пор непревзойденный. Работали с огоньком, все делали на совесть, да еще общественная работа. И везде успевал инженер Тараненко. Только в 1973-м по итогам работы участок, возглавляемый Виталием Ильичем, пять раз становился лучшим на заводе, а по итогам года он стал вторым во всем Министерстве судостроительной промышленности СССР. Все члены бригады были награждены знаками «Ударник восьмой пятилетки», «Победитель Всероссийского социалистического соревнования» и получили в подарок именные часы. А ещё самые-самые были отмечены орденами и медалями. О Тараненко на предприятии заговорили как о способном и перспективном руководителе. К тому же бригада на следующий год стала в Минсудопроме СССР первой! И вот в октябре 1974-го начальник цеха И. Камай (лауреат Ленинской премии, только орденов Ленина у него было четыре) предложил Виталию Тараненко и ещё пятерым таким же молодым и энергичным развернуть производство в новейшем эллинге. В этом крупнейшем в Европе цехе одновременно могли работать 14 тысяч человек, а на шести стапелях одновременно могли строиться самые большие атомные ракетные подводные крейсеры проектов 941 «Акула» и 949 «Гранит».

И снова напряжённый труд. К тому же Виталия Тараненко избрали секретарём партийного бюро участка — тогда на такие должности действительно избирали самых достойных, а партийная работа считалась нелёгким, ответственным и почётным делом. И дело спорилось. На участке парторга Тараненко работали «Лучшая бригада слесарей-монтажников предприятия», «Лучшая комсомольско-молодёжная бригада», «Лучший молодой рабочий цеха», «Лучший по профессии цеха». Участок несколько раз подряд становился лучшим на Севмаше.

Виталий Ильич уже считался вполне зрелым руководителем, способным решить самый широкий спектр задач любой сложности. И вот в конце 1976-го ему предложили возглавить базу гарантийного и авторского надзора Севмаша в Гаджиеве. В разные периоды под руководством Виталия Тараненко работали до 500 человек, вместе со смежниками в работах по ремонту и модернизации атомоходов было задействовано до тысячи высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров. И все это за несколько сотен километров от Северо-двинска, в отрыве от головного предприятия.

Было непросто, но Виталия Тараненко отличали неукротимая работоспособность, организаторский талант. За три года работы ни разу не было срывов сроков межпоходовых ремонтов и регламентных работ. Перебазировавшись из губы Оленьей в губу Ягельную, база превратилась в настоящее многофункциональное производство — специальную производственно-техническую базу. Гаджиевская СПТБ была самой крупной в Минсудопроме СССР. Шутка ли, ежегодно здесь проходили доковый ремонт четыре-пять подводных ракетных крейсеров, на 65 кораблях проводился межпоходовый ремонт. База обеспечивала технический надзор за комплексами ракетного вооружения. Одним словом, обеспечивала бое-способность подводных сил Северного флота. А чего стоит решение проблемы обычной телефонной связи для базы и самого поселка подводников Гаджиево! 200 опор было установлено на скалах, аппаратуру монтировали лучшие научные кадры НИИ робототехники.

На талантливого руководителя обратили внимание руководители Мурманской области и делали очень лестные предложения поработать в народном хозяйстве, но Виталий Ильич делу флота не изменил.

В те годы и подружился Виталий Ильич с Героем Советского Союза В.Н. Чернавиным (впоследствии адмиралом флота, последним главкомом ВМФ СССР). Бок о бок решали они сложнейшие задачи подготовки и обеспечения переходов кораблей с Северного флота на Тихий океан, походов к Северному полюсу.

Десять долгих лет проработал корабел из Лешуконья в Заполярье. Во многом именно его трудом был создан зрелый, уникальный организм — СПТБ.
Потом у Виталия Ильича Тараненко была другая работа и другие задачи, но те легендарные годы и легендарные люди остались в памяти навсегда.

Александр МАРКОВ

Фото Владимир Бербенец

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Корабел с лешуконскими корнями
Дата публикации: 8 июня 2013

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia