Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Молоко – на чистую воду?

Что меняет новый технический регламент

Мы направились в самую ближнюю от редакции продовольственную точку покупать молоко. Прошло больше месяца, как на этот продукт введен новый технический регламент, который обязывает поменять маркировку, чтобы под видом молока не продавались сделанные из него жиденькие белые напитки.


Продавцы слегка удивились: об изменениях впервые слышат, утверждают, что обозначения на всех пакетах прежние, они их знают наизусть. Внимательные покупатели их тоже запомнили, особенно если пакет украшают такие незатейливые рекламные стишки, как: «Вкуснее нет наверняка Архангельского молока». На мягкой полиэтиленовой упаковке ОАО «Архангельское молоко» эта строчка повторяется аж три раза.
Лучше бы растолковали, что означает формулировка «выработано из нормализованного молока», а то иные покупатели принимают его за восстановленное. Это не что иное, как недостаток информации на старой маркировке. Тем не менее один из москов-ских производителей «долгоиграющего молока», которое выработано в октябре прошлого года и годно к потреблению до апреля, решил на всякий случай к старой маркировке добавить приписку: «изготовлено без сухого порошка» — в свете веяний вступившего в действие с декабря закона № 88-ФЗ от 12 июня 2008 года «О молоке и молочной продукции». Этот документ ужесточает требования к товаропроизводителям, обязывает их называть вещи своими именами. Если на упаковке написано «молоко», то оно должно быть настоящим, без использования сухого порошка или других компонентов, добавок. Впрочем, вполне допустимо и изменение состава молока, только это уже должно называться молочным напитком с соответствующей информацией для потребителей.
Как комментирует специалист-эксперт Северодвинского территориального отдела управления Роспотребнадзора по Архангельской области В.В. Козубенко, закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, а также на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверной информации о наименовании, составе и потребитель-ских свойствах молока и молочной продукции. Теперь санитарные правила для молочных предприятий отменяются, потому как все требования, условия организации производства, термины, методы оценки и многое другое изложены в этом документе. Изменилось оформление знака соответствия, и он стал называться знаком обращения на рынке.
— А что должно быть указано на маркировке?
— Условия маркировки прописаны в статье 10 давно известного закона «О защите прав потребителей», где говорится, что на упаковке должно быть название товара, информация о нем: описание состава, основных потребительских свойств, пищевой ценности, а также указан адрес производителя.
Наблюдения в магазинах позволяют сделать вывод, что сего-дня лицо городского молочного прилавка определяют в основном четыре крупных поставщика: ОАО «Северодвинскмолоко», а также Архангельский, Вельский и Вологодский молкомбинаты. Новый технический регламент пока не нашел отражения на пакетах их продукции. Разработка упаковки и ее заказ стоят времени, денег.
Тем более если предприятия, например, ОАО «Северодвинскмолоко», получили сертификаты соответствия до вступления в действие закона о молоке, и эти документы будут действительны еще 3—4 года. Следовательно, повторные траты товаропроизводителей не воодушевляют.
По мнению заместителя молокозавода Н.А. Мелехина, каждое предприятие в любом случае должно держать ответ перед потребителем.
— Мы вырабатываем питьевое молоко из натурального, которое ежедневно доставляется из хозяйств Холмогорского, Шенкурского и Вельского районов в цистернах или на машинах в количестве 20—30 тонн.
— Сухой молочный порошок идет только на изготовление мороженого — такая уж у этого лакомства рецептура, ничего нового пока не придумано... А себестоимость молочного порошка слишком высока, чтобы его добавлять в молоко. Что же касается нового технического регламента, то он рождает много вопросов.
С последним нельзя не согласиться. Куда, например, идти потребителю, если ему покажется, что молоко попахивает молочным порошком? В лаборатории ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» могут сделать проверку по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям, по токсичности. Методы идентификации показателей молочного напитка, отличающегося от питьевого молока, в техническом регламенте отсутствуют. Как говорит В.В. Козубенко, они разрабатываются.
Так что «разоблачения» молока пока не получается.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Молоко – на чистую воду?
Дата публикации: 21 января 2009

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Первая полоса

 

Один комментарий в “Молоко – на чистую воду?”

  1. Катрин января 22, 2009 10:16

    Даже я как любитель молока и простой покупатель знала об этом с момента принятия такого решения о маркировке.. и удивляюсь до сих пор, почему информации нет нигде на пакетах!

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia