Жить стали веселее, жить стали экономнее

На что тратят деньги северодвинцы во время кризиса

Этой осенью мы отметили первую годовщину экономического кризиса. О том, что Россия прошла дно кризиса, говорил в конце октября помощник президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, мы находимся в точке, откуда начинается устойчивый рост экономики, а вторую волну кризиса он считает маловероятной. Мы решили подвести итоги первого кризисного года и опросили представителей различных сфер бизнеса, для того чтобы измерить градус потребительского настроения в Северодвинске. Ведь известно, что покупательский спрос — барометр кризисных явлений.


Кризис достиг дна и начал копать
(народный анекдот).

Не экономим на развлечениях и спиртном
Производителей и продавцов продуктов питания падение спроса из-за уменьшающихся доходов населения коснулось в меньшей степени. Люди всегда будут есть и пить — это понятно. В начале года и весной люди экономили на продуктах, отдавая предпочтение более дешевым. Что сейчас?
— Мы не отмечаем уменьшения объема продаж, — рассказывает директор торговой сети «Березка» Елена Кузнецова. — Покупатели, которые привыкли в стабильные времена к качественным продуктам, переходить на более дешевые не хотят. Они не отказывают себе в деликатесах, но покупают их меньше. Увеличился спрос на так называемые базовые продукты — макаронные, молочные и хлебобулочные изделия, особенно это чувствуется в предзарплатные дни на наших градообразующих предприятиях, когда люди пытаются дотянуть до получки. В этих условиях нам, работникам торговых сетей, приходится быть предусмотрительными, чтобы удержать покупателя: выбирать лучшие цены у оптовых поставщиков, быть гибкими в подборе ассортимента и наценке. Продажи вин и крепких спиртных напитков после августовско-сентябрьского затишья снова пошли вверх. Сейчас люди ещё и к праздникам начинают закупаться.
Да, выпивать россияне не перестанут даже в самые тяжелые времена. В кафе тоже без особых перемен. По словам коммерческого директора ООО «Общепит» Алексея Кувакина, незначительно уменьшилось количество посетителей, но средняя сумма чека осталась прежней. При этом стоит учитывать, что повысилась стоимость блюд. Заказывают меньше — платят столько же.
Заведения, специализирующиеся на проведении банкетов, на падение спроса совсем не жалуются. То есть когда намечается торжество — свадьбы, юбилеи, корпоративы, рядовой северодвинец хочет погулять на широкую ногу. Негоже экономить на икре с бужениной! Сфера развлечений вообще меньше страдает от кризиса. Например, в кино северодвинцы стали ходить даже чаще, чем раньше. Билеты на концерты заезжих звёзд также расходятся хорошо. В трудные времена как никогда требуются положительные эмоции.

И всё-таки люди... летают!
Северодвинцы по-прежнему не отказываются от дальних путешествий.
— Клиентов у нас меньше не стало, — рассказывает руководитель турагентства «Капитан Немо» Людмила Клевакичева. — Но если раньше ездили в основном представители бизнеса, то сейчас работники наших градообразующих предприятий, властных структур и бюджетной сферы. Отчасти это объясняется тем, что там сохраняется оплата проезда к месту отдыха. Интересная тенденция — активизировались пенсионеры, которые выбирают даже зарубежные туры (наиболее экономичные). Некоторые, съездив в первый раз, начинают откладывать деньги на следующую поездку. Отдыхать в теплых местах при наших суровых климатических условиях необходимо.

Квартирный вопрос по-прежнему актуален
Северодвинцы из наблюдателей за игрой на рынке недвижимости перешли в разряд покупателей.
— В ноябре цены на квартиры после летнего затишья пошли в рост, — высказывает свое мнение руководитель агентства недвижимости «Вариант» Олег Мандрыкин. — С чем это связано? Появился спрос! Банки снова охотно выдают ипотечные кредиты. Ведется работа по социальным жилищным сертификатам (для военных, участников войны, на материнский капитал). И еще — покупатель опасается, что цены и дальше будут расти, и старается действовать прямо сейчас, ведь не исключено, что цены вернутся на докризисный уровень. Одновременно растет число желающих приобрести недвижимость в строящихся домах. Это хорошее вложение денежных средств в нестабильное время.
Ну и не жалуется на сокращение заказов сфера ритуальных услуг. Любой кризис им прибавляет работы.

Перехожу на «Ладу»
Наиболее пострадавшие от кризиса сферы — продажа автомобилей, бытовой техники и электроники. И правда, если раньше покупатель подумывал, а не поменять ли ему телевизор пяти—семилетней давности на новую модель с плазменным экраном, то во времена, когда все вокруг говорят о кризисе, он уверен, что проживет и с этим. В условиях пониженного спроса бизнесу северодвинских предпринимателей трудно конкурировать с крупными федеральными сетями, у которых и цены ниже, и ассортимент шире. Одна из жертв кризиса — торговая сеть «Альфа», которая успешно работала в течение 15 лет, а сейчас прекращает работу.
Также падение рынка продаж на 50—60 процентов по сравнению с докризисными временами отмечают автосалоны, которые торгуют иномарками.
— С начала 2009-го началось резкое падение спроса, — комментирует маркетолог компании «Лаура-Архангельск» Анна Заборовская. — Это объяснимо: во-первых, покупатель не хочет тратиться на дорогой автомобиль из-за того, что не уверен в завтрашнем дне. Во-вторых, если раньше он активно оформлял кредит на покупку автомобиля, то сейчас условия кредитования не столь привлекательны — возросли процентные ставки, ужесточились требования к заемщику. Плюс у многих уже есть кредиты, взятые в «сытые» годы, за которые нужно рассчитываться сейчас.
Зато кризис поднял продажи российских машин. Благодаря программе субсидирования покупки автомобилей отечественного производства (в том числе иностранных брендов, заводы которых расположены в России) новенькие «Lada», «Shevrolet» и «Ford» вошли в тройку самых продаваемых автомобилей в нашем регионе.
На чем ещё можно сэкономить? Например, привести себя в порядок дома. Салоны красоты отмечают падение выручки. Нельзя сказать, чтобы совсем не было клиентов, просто вместо курсовых программ (омолаживающих, оздоровительных) они выбирают разовые процедуры (массаж, маникюр и т.д).

Вместо шубки – пуховик

В период экономического спада людям обычно не до дорогой одежды. Этой зимой дамы дорогой шубке предпочтут комфортный и доступный пуховик. Северодвинские швейники отмечают, что в их отделах торговля идет живенько. Но в то же время для покупателя основное значение стала иметь цена. Кроме того, он теперь не покупает вещь сразу, а ждет акций и распродаж.
— Мы меняем свой ассортимент в пользу базовых моделей и отходим от остромодных вещей, — комментирует предприниматель Ольга Сидоркович. — Дамы сейчас выбирают то, что подешевле, и берут в основном практичные вещи, на основе которых можно комбинировать гардероб (тёплую юбку, пиджак). И ничего лишнего. А нам всё труднее предложить покупателю хорошую цену — оптовый поставщик изменил ценник в сторону повышения, возросли транспортные расходы и, конечно, плата за аренду торговых площадей, которая и так у нас в регионе очень высокая. То есть хорошо одеться станет ещё более дорогим удовольствием.
***
Все опрошенные эксперты отмечали, что Северодвинск выгодно отличается от других городов области. Те, у кого есть возможность сравнить с Архангельском, говорили, что там потребительский застой более заметен. Высказывалось даже такое мнение, что наш город реального кризиса ещё не видел: сокращения кадров у нас незначительны, на градообразующих предприятиях и в военных ведомствах стабильно выплачивают зарплату.
И тем не менее северодвинцы после нескольких лет потребительского энтузиазма стараются экономить. В условиях, когда растут цены на основные продукты питания, одежду, обувь, увеличиваются расходы на коммунальные платежи, а зарплаты остаются на прежнем уровне, приходится отказываться от лишнего. Да и кто знает, что будет дальше?

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Жить стали веселее, жить стали экономнее
Дата публикации: 25 ноября 2009

Автор(ы): Наталья Трофимова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 298
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia