Судьбы её простое полотно


Долгожительнице Александре Григорьевне Корепановой — 100 лет


Александра Григорьевна чутко улавливает шевеление в прихожей, где кто-то снимает пальто, разговаривает. В такие минуты она чувствует, что в её бытие — медленное, похожее на неподвижную в полуденный зной речку — будто бы вторгается легкий ветерок.

— А к нам дамский салон пожаловал,— сообщает в приоткрытую дверь невестка Наталья Павловна.
— А-а, это Нина! Ниночка пришла, — кротко радуется свекровь.

«Дамский салон» у Корепановых разворачивается всегда по одному и тому же сценарию: парикмахер Нина Михайловна Груздева берёт сухонькую руку Александры Григорьевны, чмокает в испещрённую мелкими морщинками слабую щёку, желает доброго здоровьичка. А уж потом откроет сумку, встряхнёт пахнущим свежестью пенью-аром, разложит ножницы, расчёски.

Вот и славно, вот и потекла реченька побыстрей...
Живёт столетняя А.Г. Корепанова у своей 72-летней невестки. Если вдуматься, так чужие по крови люди, только под одной крышей. Тем не менее они свои. Наталья Павловна называет Александру Григорьевну на старинный манер — мамой, ну а та её соответственно — дочей. Да так оно и получается, ведь десять лет уже вместе. Когда А.Г. Корепанова потеряла родную дочь, зять всеми правдами и неправдами выставил 90-летнюю тёщу из дому в чём была. Сын и невестка в беде не оставили. Но несчастье словно бежало по пятам: вскоре не стало сына, а потом и любимого внука.

— Светлых дней маме досталось немного, — говорит Наталья Павловна. — Родом она из деревни Оксино в устье Печоры. Детство прошло в нужде, батрачила, осталась неграмотной.

Невестка рассказывает, что свекровь, как и большинство людей того поколения, умела найти своё счастье в труде. С энтузиазмом вступила в колхоз, доила коров, числилась в передовиках, была во всём «могутной».

Вот за эту могутность, безотказность и рабочую выдержку она награждена медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Эта женщина всегда берегла в душе значение того, что делает. Для неё не существовало «плохой» или «низкой» работы, потому как от всякой кому-то есть польза.

Муж Александры Григорьевны погиб в 43-м под Мурманском. Так что уже в пенсионном возрасте она решила перебраться в наш город к своим детям. Приехала. И тут же поняла, что «комнатная жизнь» не для неё. Устроилась «подсоблять» на кухню детской больницы. Ветераны больницы запомнили Григорьевну работящей, весьма надёжной, добросовестной, расторопной, аккуратной.
А она не довольствовалась покоем и дома: «Эх, мне бы прялку-моталку...»

Только откуда же в городе прялке-то взяться? Другое дело — нитка, иголка, спицы да крючок. И то хорошо, можно «скулебякать» себе или дочери платье, сплести для тепла вязанку.

Маша, четырнадцатилетняя правнучка, рассказывает, какие ладные рукавички и носочки вязала ей «маленькая бабушка», некоторые вещицы сохранились и лежат где-то в домашних шкафах.

— Одно слово: труженица, — подтверждает Наталья Павловна. — Ей было уже девяносто восемь, а всё норовила мне помочь по хозяйству. То за утюг возьмётся — будет гладить, то за веник. И попробуй отговорить.

Нашей долгожительницей интересуются её земляки, ей звонят из Нарьян-Мара. К Дню Победы прислали Книгу памяти, в которую занесено имя погибшего на войне её мужа Афанасия Корепанова. Но теперь Александра Григорьевна больше живёт внутренней жизнью. Вот невестка листает издание, открывает нужную страницу. «Мама, кто это — помнишь ли?» Мудрое лицо проясняется на одно мгновение. Медленная речка шевельнулась. Шевельнулась и снова остановилась. Книга закрыта. Ничто не зацепило? А может, наоборот? Внешнее проявление требует сил.
А у неё всё внутри.

Это поймёт тот, кто доживёт до ста лет.

P.S. К сожалению, у нас не получилось сфотографировать долгожительницу (у её невестки прихватило поясницу — ведь тоже уже не молоденькая). Подготовить матушку к съёмкам не смогла, а выдать на люди не нарядную — такое Наталья Павловна не допускает. И сама волнуется: «23 апреля у человека вековой юбилей, придут поздравлять из дет-ской больницы, ветераны, а также представители из мэрии — я должна быть уже на ногах».
Поэтому мы воспользовались фотографией, которую нам любезно предоставил профком детской больницы, что тоже вовсе не плохо — пусть Александра Григорьевна увидит себя «могутной», какой была сорок лет назад.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Судьбы её простое полотно
Дата публикации: 23 апреля 2012

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: Возраст мудрости

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia